Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта»

Дэниел Гоулман — американский автор, психолог, научный журналист. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству. Автор получил множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дэниел Гоулман дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.

Ричард Бояцис — читает курс по организационному поведению и возглавляет кафедру организационного поведения в Школе менеджмента Уэдерхеда Университета Западного резервного района. Автор многочисленных статей и книг, посвященных проблемам мотивации, самоуправляемого обучения, лидерских и управленческих способностей.

Энни Макки — преподает в магистратуре Пенсильванского университета, а также оказывает консультационные услуги руководителям коммерческих и государственных организаций по всему миру. Разрабатывает новаторские подходы к развитию лидерских навыков и дает рекомендации, акцентируя внимание на изменении стилей лидерства и организационных преобразованиях. Многочисленные публикации и выступления Энни Макки касаются таких тем, как эмоциональный интеллект, организационные преобразования, развитие лидерских способностей, управленческое образование, управление персоналом и методология экспериментальных исследований.

Общая содержательная характеристика: Ни для кого не секрет, что эмоции лидеров обладают заразительной силой. И если лидер излучает энтузиазм, то организация процветает, если же вносит дисгармонию, то бизнес постепенно идет ко дну. В этой книге авторы не только рассказывают о том, почему эмоциональный интеллект лидера способен вызывать в людях живой отклик и стимулировать их активность, но и описывают, как на практике реализовать все возможности такого лидерства – применительно к отдельному руководителю, команде и целой организации. Эта книга написана очень понятным и простым языком, но, не смотря на ее легкость, в ней очень много практических примеров тех или иных моделей, приводятся ссылки на научные исследования. Сами авторы адресуют свою книгу руководителям компаний, менеджерам любого уровня и студентам школ менеджмента, но к этому перечню так же можно добавить психологов, связанных с организационной или же бизнес психологией, но эта книга может быть интересна и более широкому кругу читателей.

Краткое содержание:

Книга разделена на три части. В первой описывается сам эмоциональный интеллект, насколько он важен. Во второй части говорится про рождение лидеров. Третья же описывает то, как нужно развивать свой эмоциональный интеллект в рамках организации. Авторы преподносят последовательную идею становления эмоционального интеллекта лидеров, поэтому в этой книге каждая глава имеет высокую значимость.

Часть 1. Сила эмоционального интеллекта

Глава 1. Эмоциональное лидерство

Когда лидеры пробуждают в людях позитивные эмоции, они раскрывают в них самые лучшие стороны. Авторы дают название этому эффекту – резонанс. И наоборот, когда они вызывают негативную реакцию, то инициируют диссонанс, подрывая эмоциональные основы, на которых зиждется благожелательность коллектива. Причина столь большой значимости поведения лидера заключена в устройстве человеческого мозга, в природе эмоциональных центров человека - лимбической системы.

Глава 2. Резонансное лидерство

Когда лидерам не удается проникнуться чувствами других или правильно истолковать эмоции группы, они создают диссонанс, без нужды посылая коллективу отрицательные сигналы, что мгновенно отражается па результатах работы: вместо того чтобы все внимание уделять выполнению поставленных задач, коллектив занимается внутренними проблемами. В отличие от подобных лидеров, резонансный лидер проникается чувствами людей, дает их эмоциям позитивное направление. Говорит с ними искренне и, действуя с позиции собственных ценностей, вызывает эмоциональный отклик у окружающих.

Глава 3. Нейроанатомия лидерства

Самые эффективные лидеры используют юмор более свободно; они не боятся пускать его в ход даже в напряженной ситуации и подавать людям позитивный сигнал, который меняет эмоциональный тон взаимодействия. Навыки эмоционального интеллекта не являются врожденными. Лучшими руководителями всегда будут эмоционально интеллектуальные лидеры, умеющие вызвать у людей искренний отклик. Так же в этой главе описываются и раскрываются составляющие эмоционального интеллекта и связанные с ними навыки.

Глава 4. Лидерский репертуар

Эффективные лидеры используют один или несколько стилей лидерства и искусно переключаются с одного на другой в зависимости от ситуации. Речь пойдет о четырех из шести известных стилей лидерства – идеалистический, обучающий, товарищеский и демократический – они способны зажечь, воодушевить людей, что приводит к повышению производительности, тогда как два остальных – амбициозный и авторитарный – хотя порой и нужны, но должны применяться с великой осторожностью.

Глава 5. Диссонансные стили: применять с осторожностью

Речь пойдет о двух оставшихся стилях – амбициозном и авторитарном.

Часть 2. Рождение лидеров

Глава 6. Становление резонансного лидера

Чем выше ступень иерархии, на которую удается забраться лидеру, тем менее адекватна, как правило, его самооценка. Почему же многие лидеры не стремятся узнать правду о себе? Люди рождаются с определенным уровнем эмпатии или могут этому научиться? Лидерами не рождаются или же лидерами становятся? В этой главе вы найдете ответы на эти вопросы, а так же многие другие.

Глава 7. Не бойтесь меняться

Считается, что работники хотят преуспеть, взбираясь по карьерной лестнице, – и не принимается в расчет, что у людей могут быть свои мечты и собственное понимание успеха. Со временем мысли об идеальном будущем уходят. Очерствев душой, сотрудники уже не испытывают прежней страсти и все больше довольствуются тем, чем занимаются в текущий момент. Когда разрыв между идеальным «я» данного индивида и «идеалом», становится очевидным, рождается апатия или возмущение. Что с этим делать? На этот вопрос и отвечают авторы в этой главе.

Глава 8. Метаморфозы: как закрепить изменения лидерских качеств

Задачи обучения должны соотноситься с мечтами человека. Правильный план обучения помогает сконцентрировать внимание на том, кем вы хотите стать – на вашем собственном идеале, – а не на чужом представлении о вашей личности.

Часть 3. Развитие эмоционального интеллекта на уровне организаций

Глава 9. Эмоциональные установки коллектива

В эффективных командах, как правило, люди умеют слушать и задавать вопросы, относятся друг к другу с уважением, поддерживают друг друга словом и делом и преодолевают разногласия без обиняков и с юмором.

Глава 10. Действительный и желаемый образ компании

Самым неприятным аспектом дисгармонии в организации является ее воздействие на сотрудников: по мере того как интерес к делу затухает, они теряют свои самые лучшие качества. Авторы описывают метод динамического анализа, которые позволяет избавиться от эффекта «что ищем, то и находим». Метод позволяет выявить эмоциональные установки организации – понять, что тревожит сотрудников, что помогает им и их группам добиваться успеха, и что этому препятствует.

Глава 11. Как закрепить организационные изменения

Организации по своей природе с трудом воспринимают новое. Лидеры, если хотят осуществить масштабные изменения, должны сначала понять, что пошли против парадоксальной закономерности: организации становятся крепче, когда в них царит определенный порядок. Чтобы в организации могли пустить корни новые представления, их надо распространять на всех уровнях управления.

Тезисы и цитаты книги:

  • Эмоциональный интеллект — умение лидеров управлять собой и отношениями с другими людьми.
  • Лидеры осуществляют свои замыслы, мотивируя, направляя, вдохновляя, прислушиваясь, убеждая и – самое важное – вызывая живой отклик. Как предостерегал Альберт Эйнштейн: «Мы должны постараться не сделать интеллект нашим богом. Он, конечно, обладает мощными мускулами, но лишен личности. Он не может управлять – он может только служить».
  • Если лидер неискренен в своих действиях или, например, просто старается манипулировать людьми, то «эмоциональный радар» подчиненных немедленно почувствует в его поведении нотку фальши и они инстинктивно перестанут ему доверять.
  • Эффективное использование авторитарного стиля, как писал Аристотель, требует от лидера умения «быть грозным с тем, кто этого заслужил, и выражать свое негодование так, как это следует делать, в должное время, на должный срок и по весомой причине». Еще одни негатив авторитарных лидеров: они изгоняют талантливых специалистов. «Люди приходят в компанию, а уходят от начальника», – пишет Маркус Бакингэм.
  • Как заметил Наполеон, «лидер – это человек, которым движет надежда». Перед каждым лидером стоит сложная задача – найти надежду, живущую в его душе. Тогда появится возможность вызвать в своем сознании и описать свой образ идеального «я» и вытекающие из него коллективные идеалы – а значит, повести в том же направлении других.
  • Чтобы программа развития лидерских навыков привела к желаемым результатам, она должна стать главным стратегическим приоритетом организации – вопросом, который обсуждается и регулируется на высшем уровне – непосредственно исполнительным комитетом или правлением.
  • При попытке осуществить изменения на уровне личности – или на уровне компании – нельзя шутить со своим «индексом чудаковатости». Другими словами, нарушайте правила, но не пугайте людей.
  • Эмоциональные лидеры знают, когда объединяться, а кода быть провидцем, когда слушать, а когда приказывать.

Материал подготовлен на занятиях Тахира Юсуповича Базарова и выполнен студенткой Колузановой Анастасией

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×