«Как преодолеть кризисы менеджмента: диагностика и решение управленческих проблем» Ицхак Калдерон Адизес

Эта книга впервые вышла на английском языке в 1979 году. Но не смотря на столь давнее её появление, представленные в ней взгляды остаются актуальными и по сей день, что делает её особенной в своем сегменте.

В первой части книги, названной «Ловушка», Адизес в очередной раз рассуждает на тему идеального руководителя, вернее на его отсутствие или существование только лишь на страницах учебников. Удивительно, что еще более чем три десятилетия назад Адизес заявил, что идеальных руководителей нет и быть не может, что нет такого человека, который бы мог вместить в себя все необходимые для эффективного управления функции. И не просто заявил, а подробнейшим образом объяснил почему это так. Автор представляет четыре управленческие роли необходимые для эффективного существования организации и презентует свою модель PAEI, которую можно использовать как инструмент прогнозирования, что делает эту книгу особенно ценной для представителей такой области знания как психология менеджмента.

С первой же части становится понятным, что эта книга об ошибках управления и путях их преодоления.

Как всегда приятный и легкий стиль изложения, свойственный Адизесу увлекает читателя и делает совершенно понятным представляемый материал.

Во второй части книги подробно описаны стили неправильного менеджмента, с которыми обязательно уже будет знаком читатель, который держал в руках хоть одну книгу этого автора. Для каждого стиля Адизес дает довольно развернутое описание характерных личностных особенностей, особенностей поведения, описывает характерные для представителя того или иного стиля жалобы, описывает реакции подчиненных на руководителя каждого стиля, подробно описывает как принимаются решения, как реагирует на открывающиеся возможности и появляющиеся угрозы со стороны внешнего мира, описывает типичные управленческие приемы для каждого стиля и отношение к другим менеджерам. Описав 4 классических неправильных стиля менеджмента, автор выделяет общие свойства всех этих стилей. И при дальнейшем прочтении книги становится понятным , что именно эти общие свойства является главной детерминантой того, что любой из этих стилей в итоге займет роль, которой автор дает название «Мертвый пень»

В 6 главе Адизес описывает, что случается, когда менеджер не добивается значительного успеха ни в одной из описанных перед этим функций. И вводит уже упомянутую роль - мертвый пень. Роль, свойственную для человека, занимающего управленческую позицию и при этом не исполняющего ни одной из классических менеджерских ролей. Мертвый пень согласно модели Адизеса является самым опасным вариантом неправильного менеджмента.

«Как человек становится мертвым пнем? Человек, относящийся к одному из «чистых» управленческих стилей , может превратиться в Мертвый пень из-за односторонности и недостатка гибкости. Односторонняя личность либо сгорит сама, либо спалит организацию».

Адизес описывает превращение каждого управленческого стиля в мертвый пень. Так или иначе, не смотря на особенности каждого стиля, превращение это в общем-то сводится к одной причине для всех – отсутствию гибкости, закостенелости принципов, неспособности приспособиться к изменяющимся условиям. Адизес также делает заключение, что управленческие типы Р000, 0А00, 00Е0 и 000I на три четверти уже мертвые пни и со временем их становится больше. Причем рост их числа может стать заметным, только когда уже слишком поздно. Если организация не инвестирует в тренинги и собственное развитие по крайней мере в той же степени, в какой перемены происходят во внешней среде, начнется неизбежное распространение негативных элементов, что приведет к гибели организации.

И самое, пожалуй, разочаровывающее во всей этой ситуации то, что подчиненные таких руководителей также вслед за своим руководителем превращаются в мертвые пни.

В 7 главе автор детально разбирает так называемого «книжного» менеджера или идеального менеджера, которого в реальной жизни быть не может, он только на страницах учебника и стремиться стать им это абсолютно безнадежное и бессмысленное занятие. «Учебники по менеджменту описывают несуществующую идеальную личность». Этой точки зрения придерживается не только Адизес, он в своей работе отсылает читателя к работам и других авторитетов в области менеджмента, занимающих такую же позицию, например к таким как Питер Друкер, Макклелланд, Херси и Бланчарт и др.

Ни один человек не может иметь сразу всех качеств, необходимых для эффективного управления. «Причина в том, что слишком многое требуется для того, чтобы исполнять все управленческие роли одинаково хорошо, а также в том, что некоторое свойства просто несовместимы в одном человеке». Роли, описанные Адизесом предполагают взаимно конфликтующие личностные качества.

Отсюда Адизес делает еще один не менее важный вывод – исследования направленные на изучение качеств, которые помогут отдельно взятым лидерам управлять организациями, бессмысленны. Неоднократно на протяжении книги Адизес отсылает читателя к исследованиям феномена лидерства в ходе которых исследователи неминуемо переключаются на уровень отдельной личности и указывает на низкий прогностический потенциал таких исследований из-за не правильно выбранного объекта исследований. И именно поэтому объектом интереса Адизеса являются управленческие команды.

В отличие, например, от Друкера, который говорит о 4х стилях относительно руководителей высшего звена, о том, что для решения этих задач требуется как минимум 4 разных человека, Адизес считает, что эта мысль справедлива для всех управленческих позиций в организации.

Но для успешного управления организацией важны не только управленческие роли и их сочетание в управленческой команде. Адизес разбирает еще один важный вопрос – разные стадии развития организации, изменение поведения организации с течением времени.

Подробное анализ жизненного цикла организации представлен в главе 8. Описание каждой стадии развития организации сопровождается рекомендациями о том какие управленческие роли необходимо развивать на каждой стадии «если организация хочет остаться здоровой».

В 3 части книги автор обсуждает как обучать и воспитывать хороших менеджеров, как строить гармоничные управленческие команды и как изменить организационный климат с помощью модели PAEI.

Адизес выделяет и детально разбирает 9 важных качеств, которые необходимы каждому руководителю, для успешной работы в управленческой команде. И описывает особенности обучения разным ролям по моделиPAEI. Автор убежден, что только развитию двух ролей может способствовать обучающие программы, двум же другим научить невозможно, качества, необходимые для этих ролей вырабатываются только на собственном опыте. Подробно об обучении и развитии менеджера можно прочитать в главе 10. Там же автор уделяет внимание возможным препятствиям к обучению и развитию и особенностям содержания программы обучения и развития, описывает методы обучения и развития для управленцев с выделенными им стилями. Адизес абсолютно убежден в том, что для воспитания хороших менеджеров необходимо обучение (формально и на рабочем месте) и соответствующая корпоративная культура. Но к сожалению, как отмечает Адизес, структура современной организации обычно больше способствует уничтожению управленческих талантов, чем их развитию. Люди могут стать эффективными менеджерами только если у них есть возможность развивать в себе новые навыки, в дополнение к тем, которые и так уже сильны.

До сих пор автор уделял внимание вопросу подготовки реальных, а не «книжных» менеджеров не затрагивая вопроса об их взаимодействии в управленческой команде. О том как создавать команду довольно подробно описано в 11 главе. Адизес тщательно разбирает вопрос о том, как развивать организацию и о том как расширять управленческий штат организации в соответствии с ее реальными нуждами. Автор делает акцент на необходимости соответствия организационного стиля, характерного для того или иного этапа жизненного цикла организации и стиля управленческой команды. Работа вне команды – это работа в вакууме.

Далее автор разворачивает идею о том, что для того, чтобы поддерживать омоложение системы, требуются периодические, своевременные и терапевтические изменения. В 12 главе им подробно разобран очень интересный и важный вопрос – могут ли внутренние консультанты помочь организации? Для специалистов так или иначе связанных с областью менеджмента не секрет, что последнее время стало очень модно создавать в организации специальные департаменты организационного развития. Однако Адизес обращает внимание читателей на то, что такие департаменты могут быть функциональны и полезны лишь на ранних стадиях жизненного цикла компании, позже они скорее всего уже станут бесполезными.

Часть 4

Вообще вся суть управления в организации, по мнению Адизеса, в итоге сводится к совмещению противоречащих друг другу ролей и следовательно в основе менеджмента всегда лежит конфликт. Согласно позиции Адизеса конфликт есть движущая сила компании!

Система Адизеса претендует на довольно высокую прогностическую способность. Исходя из его модели получается, что по тому, какая из ключевых ролей не отработана, можно сделать вывод об управленческих ошибках.

Ну и конечно же довольно ценным знанием который получит читатель этой книги на мой взгляд является описанный в ней синергетический метод управления организацией, создателем которого является Адизес. Согласно этому методу рабочие и руководители могут создать больше, работая вместе. Более того, при отсутствии синергии менеджмент, согласно точки зрения автора, невозможен.

Кому может быть полезна эта книга:

Несомненно эта книга должна стоять на полке у каждого управленца. Не менее ценной она будет и для подчиненных, как минимум из-за описанных способов взаимодействия с руководителем, для которого свойственен тот или иной стиль управления из описанных Адизесом. Прогностическая способность модели Адизеса делает книгу актуальной для изучения представителями психологии менеджмента и организационной психологии. А интересный стиль и легкость изложения актуальных проблем делает книгу полезной для любого простого читателя, вне зависимости от его профессиональной принадлежности.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите вашу фамилию*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×