Вера Биркенбил Язык интонации

Автор: Вера Биркенбил

Издательство: СПб.: Питер

Год издания: 1997

Объем страниц: 224 с.

Информация об авторах:

Вера Биркенбил (Birkenbihl Vera), немецкий тренер по управлению и автор научно-популярных книг, родилась 26 апреля 1946 года в Мюнхене.

Изучала в США психологию и журналистику. С 1969 года она стала развивать техники обучения на основе исследований мозга.

В 1970 году Вера Биркенбил выступает с первыми докладами и семинарами в США и после своего возвращения в Европу в конце 1972 года работает свободным тренером и автором.

Многочисленные семинары и книги Веры Биркенбил посвящены таким темам как аналитическое и творческое мышление, развитие личности, нумерология, «прагматическая эзотерика».

Вера Биркенбил – руководитель Института работы мозга. Помимо ее телевизионного шоу «Игры для мозга», она также эксперт в серии «АЛЬФА – перспективы для третьего тысячелетия».

Одним из ее приоритетов сейчас является тема передачи знаний в игровой форме и соответствующие стратегии обучения, которые должны облегчить обучающимся и их учителям практическую работу.

Общая содержательная характеристика книги:

Книга направлена на то, чтобы помочь человеку по-новому услышать и увидеть мир. Человек живет в мире информации, но многие сигналы он просто не воспринимает. Научившись воспринимать эти неязыковые сигналы, он обогатит свое представление об окружающей действительности.

Книга меняет картину мира читателя в той степени, в которой он этому активно содействует. Она представляет альтернативную картину мира, поскольку она может переключить  внимание от произносимых слов к неязыковым сигналам, которые до сих пор были лишь неопределенными, неосознанно воспринимаемыми и которые в большинстве случаев не могли быть описаны, поскольку часто для этого просто не было слов.

Помимо сигналов со стороны окружающих людей, речь идет о собственных сигналах читателя, что дает больше информации о нем, если научиться их распознавать

Тот, кто сможет научиться специально обращать свое внимание на эти сигналы, получит два преимущества: он сможет распознавать затруднения, возникающие на уровне отношений в самом их зародыше, а также сможет перепроверить правильность своей интерпретации воспринимаемых сигналов.

Основные тезисы:

Автор выдвигает ряд правил, которые следует учитывать человеку владеющему языку мимики, жестов и интонации. Они иллюстрируют основные положения книги и позволяют человеку осуществлять более успешную коммуникацию, как при личном общении, так и при деловом.

  • Нельзя забывать о том, что получаемая нами информация не является «абсолютной истиной».
  • Сигналы уровня содержания могут быть поняты тем лучше, чем позитивнее складываются отношения собеседников.
  • Сигналы уровня содержания и уровня отношения могут быть или согласованы, или не согласованы. Собеседника убеждает только наличие согласованности.
  • Чем выше проницательность человека в собственном мире чувств, тем больше он может развить ее в отношении другого.
  • Контакт глаз в качестве контрольного взгляда представляет собой один из важнейших аспектов успешного ведения беседы.
  • Нужно учиться регистрировать первичные сигналы глаз вместе с другими вторичными признаками; первые — сознательно, вторые — одновременно с ними, но бессознательно.
  • Заставить себя улыбнуться – позволить себе успокоится и ясно мыслить.
  • Чем сильнее чувство, тем больше проявляется жестикуляция.
  • Единственное, что мы знаем, когда воспринимаем несогласованные сигналы, это то, что несогласованность имеет место, но мы еще не знаем, чем это объяснить.
  • Чем выше статус лица, тем большая интимная зона ему полагается.
  • Имеется прямая связь между пренебрежением пространственной зоной человека и «залезанием в душу»

Краткое содержание книги:

Книга разделена на несколько частей. Во введении предпринимается попытка выявить альтернативные опорные точки, на которых основано все последующее изложение. Часть 1 содержит введение в осознанное восприятие и описание неязыковых сигналов, заканчиваясь кратким описанием критериев, с помощью которых эти сигналы можно оценить. В части II речь идет о самом языке тела.

Также в книгу входит приложение: плакат, иллюстрирующий язык тела, который можно вырезать и наклеить так, чтобы он был всегда под рукой. В нем собрана ключевая информация книги.

Содержание книги и некоторые комментарии:

Предисловие.

Введение.

Вводится понятие двух сигналов (аналогового и цифрового), а также двух уровней, на которых одновременно осуществляется общение между людьми, — уровень содержания и уровень отношения, передающий аналоговую информацию, или информацию об информации.

Глава 1. Основы осознанного восприятия.

1.1. Введение.

1.2. Телосложение и поза. Более важной для общего впечатления автор считает позу.

1.3. Самопознание. Бесполезно обращаться к темам прикладных знаний о человеке без одновременного познания себя и своих собственных сигналов.

1.4.Законы языка и тела. Нужно быть очень осторожным при интерпретации своих впечатлений — они могут основываться на общепринятых «мнениях».

1.5.Ошибка всегда возможна!

1.6."Словарь" кинесики? Подходы, использующие словарь, на взгляд автора, ложны, не служат пониманию языка тела и могут приводить к ошибкам.

1.7.Контроль истинности как залог успеха

1.8.Три метода контроля истинности. В книге указано три таких метода: прямой вопрос

(нельзя ответить односложно «да» или «нет»), скрытый вопрос (напрямую спрашивается, правильно ли вы поняли сигнал партнера) и молчание (сюда также входит техника активного молчания).

2. Критерии осознанного восприятия

2.1. Методы. Кинесика, наука изучающая язык тела, предлагает два метода осознанного восприятия неязыковых сигналов. Первый — подробнейшая фиксация большого количества единиц информации, исходящих от различных частей тела. Второй метод использует немногие типы сигналов, а именно — позу, мимику, жестикуляцию, дистанцирование и интонацию, ограничиваясь той информацией, которая видна невооруженным глазом.

2.2.Типы сигналов тела. В книге описываются пять таких типов: поза, мимика, жестикуляция, дистанцирование, интонация

2.3.Систематизация сигналов. На практике систематизация должна происходить мгновенно, так как в реальной жизни ситуация постоянно меняется. Для тренировки этому предлагается задание №1 (2.4).

2.5.Вербализация ощущении. Преобразование сигналов в наш словесный язык также необходимо, так как без такого описания невозможен сознательный анализ. (Задание №2 - 2.6; Задание №3 - 2.7)

2.8.Проницательность. Анализ языка тела предполагает не только «острый» (как говорят: наметанный) глаз и «хороший» (то есть тонкий) слух, но и в высшей степени хорошее «чутье». 2.9.Задание №4

2.10.Активизация языка тела. Язык тела иногда бывает полезно или активно использовать, или активно ограничивать. 2.11.Задание №5

2.12.Практическое использование знаний

2.13.Заключительное упражнение. Еще одно задание, которое содержит все пройденные до сих пор шаги и пример протокола (2.14)

3.Критерии оценки

3.1.Новое восприятие. Основные понятия — Поза, Мимика, Жестикуляция, Дистанцирование и Интонация — являются критериями восприятия, которые помогают сформировать «образ». Но на что обращать внимание при оценке каждый решает сам, хотя обсуждение возможных критериев помогает определиться точнее.

3.2.Честность/искренность. Данный критерий предлагается не рассматривать как главный.

3.3.Согласованность/несогласованность. Возможные значения несогласованности.

3.4.Стихийность/самодисциплина

3.5.Позитивное /негативное. Оценки «что такое хорошо и что такое плохо» стоит подвергнуть дополнительному контролю.

3.6.Шутки и ирония

3.7.О достаточности одиночного сигнала. Есть ситуации, в которых контроль истинности невозможен. Только совокупность сигналов может иметь силу доказательства. Хотя существуют и исключения.

4. Поза

Предварительно читателю предлагается выполнить ряд упражнений: 4.1 Как вы стоите? 4.2 Как вы сидите? 4.3 Как вы ходите? 4.4 Как вы лежите?

4.5 Внешняя поза и внутренняя позиция. С точки зрения автора, наша внешняя позиция отражает также нашу внутреннюю позицию, внутреннее состояние.

4.5.1 О том, как мы стоим. Чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад). В качестве второго аспекта принимается открытость или закрытость позы. Стоит также обратить внимание и на то, насколько свободно стоит человек.

4.5.2. О том, как мы ходим. Выделяются различные типы походки и предлагается их возможная интерпретация. Также рассматривается аспект ходьбы в компании.

4.5.3. О том, как мы сидим. Выделяют позу бегства, открытую позу и заносчивую позу.

4.5.4. "Г - Г - контакт". «Г-Г» означает «Глаз-Грудь». Когда информация от этих обеих областей не совпадает, область груди человека говорит о действительном интересе человека больше, чем глаза.

4.5.5. О том, как мы лежим

5. Мимика

Управлять мышцами лица почти невозможно. Но еще эту возможность сужает незнание о выражении своего лица, о том, как вы на самом деле выглядите. Во время «исследования» своего лица следует все же обращать внимание на «вросшие сигналы».

5.1.Три части лица. Лицо можно разделить на следующие области: область лба (включая брови); средняя часть лица, то есть область глаз, носа и щек; область рта и подбородка.

5.2. Интерпретация сигналов области лба

Горизонтальные складки лба означают состояние повышенного внимания, причины могут быть различными. Вертикальные складки лба указывают, что общее внимание, вызванное кем-либо или чем-либо, достигло наивысшей точки. Рассматривается движение бровей.

Интерпретация средней части лба. Решительный, твердый, открытый взгляд должен быть достаточно подвижным. Контакт глаз также не должен быть неподвижным. В любой ситуации пытайтесь додумывать «все до конца» и только тогда, сделав контрольный взгляд на собеседника, произносите вслух свое решение. Обсуждается размер зрачка как сигнал и движение века.

5.3 Интерпретация сигналов в области рта и подбородка.

В этом подразделе обсуждаются уголки рта, сжатые губы, улыбка, открытый рот, черты горечи и черты удовольствия вокруг рта, а также подбородок и сигналы головы. Здесь нельзя забывать о роли культурных различий.

6. Жестикуляция

6.1. Широкие и мелкие жесты. Широкими называют движения, которые выполняются спокойно, с пафосом и претензией на неукоснительное исполнение. Понятно, что мелкие движения вызывают противоположное впечатление

6.2. Согласованность/несогласованность

6.3. Открытость/замкнутость. Закрытая жестикуляция понимается двояко: с одной стороны, это жесты, поддерживающие закрытую позу, с другой — жесты, предшествующие закрытой позе.

6.4. Жесты, направленные в сторону лица

6.5. Экскурс: врожденное или привитое воспитанием? В вопросе о том, какие сигналы действительно врожденные, а какие приобретены человеком в процессе воспитания, многое пока остается неясным.

6.6. В направлении к другому? И здесь автор рекомендует быть осмотрительнее

6.7. Подобающие сигналы

6.8. Несогласованность с личностью. Несогласованность с личностью необязательно сопутствует тотальному подражанию. Чем более человек самостоятелен как личность, тем ниже вероятность, что мы найдем у него несвойственные ему лично сигналы.

6.9. Пустая жестикуляция. Такую механическую псевдожестикуляцию можно видеть, когда кто-нибудь говорит, только чтобы говорить, хотя на самом деле он решительно не знает, что сказать.

6.10. Язык тела. Я как личность и мое тело тесно взаимосвязаны. Здесь рассказывается о здоровье и болезни, о сигналах души и о действии как сигнале. При толковании сигналов важно занимать отстраненное положение

7. Зоны и дистанция

7.1. Интимная зона .Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя в безопасности. Величина интимной зоны зависит от культурных особенностей, а также от чувства безопасности и статуса. В качестве реакций на вторжение описываются сигналы о побеге и действия в виде противоборства.

7.2. Личная зона. Здесь мы добровольно оставляем тех, с кем наши отношения не столь близки, чтобы позволять им вступать в нашу интимную зону, но с кем мы и не столь чужды, чтобы отправлять их в последующую.

7.3. Общественная зона. Она  зарезервирована для общественных контактов поверхностного характера, например для знакомых, большинства коллег и начальников

7.4. Открытая зона. Размеры открытой зоны могут простираться почти до бесконечности, насколько позволяет заснять человека фото-, кино- или телекамера

7.5. Сигналы дистанции. Для того, чтобы научится их распознавать, необходимо тренироваться.

Цитаты:

  • Именно тот факт, что человек может использовать оба способа коммуникации [аналоговый и цифровой], делает его, по мнению ученых, homo sapiens!
  • Я есть мое тело
  • Один сигнал — не доказательство.
  • Контакт глаз называется контактом глаз, если он создает контакт.
  • Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.
  • Начиная со среднего уровня руководства не вполне целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.
  • Доверие — вот условие, при котором мы добровольно впускаем кого-либо в свою интимную зону.
  • Люди, которые телесно «наседают» на другого (например, шеф, вторгающийся в личную зону), «наседают» на другого и психологически!

Материал подготовлен на занятиях Тахира Юсуповича Базарова и выполнен студенткой Зубковой Екатериной.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите вашу фамилию*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×