Топ-100

Материалы

Практическая психология в бизнесе

Цель программы профессиональной переподготовки: раскрыть концептуальные и методические основы работы с персоналом организаций, находящихся на разных стадиях своего развития.

Сформировать знания и навыки необходимые для начала работы области кадрового менеджмента, сформировать систему знаний и практических умений по применению технологии коучинга и навыков психологического консультирования при работе с персоналом организации.

Программа профессиональной переподготовки ориентирована на людей с инвалидностью, имеющих высшее образование, ассистентов HR-менеджеров, HR-менеджеров, консультантов, сотрудников кадровых служб, особенно, планирующих развитие карьеры и специалистов в других областях, которые ориентированы на профессионализацию в данной области.

Тема 1. Научные основы практической психологии

Психология личности

Методологические основы анализа понятия «личность». История подходов к изучению личности. Многозначность понятия личности в современной психологии. Индивид и личность. Индивидные свойства. Темперамент. Классические теории темперамента. Методы изучения темперамента. Личность и индивидуальность. Понятие индивидуальности. Подходы к изучению индивидуального характера. Социальные условия развития личности. Методы исследования социально- типических проявлений. Генезис развития личности. Органические предпосылки и социальные условия развития личности. Периодизация развития личности. Методы изучения личности. Методы формирования личности.

Психология эмоций

Общая характеристика эмоциональных состояний личности. Биологическая целесообразность эмоций. Соотношение эмоций и познавательных процессов. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Развитие представлений об эмоциях в психологии. Условия возникновения эмоционального процесса. Обусловленность эмоций потребностями и мотивацией. Функции эмоций: оценка, активация, мотивация, следообразование, защита, эвристическая. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Эмоциональные формы поведения. Выражение эмоций.

Психология мотивации

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процесса мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Механизмы и процессы биологической мотивации. Разновидности биологический потребностей. Развитие биологической мотивации в онтогенезе. Поисковая активность как особая фаза развития потребностей. Специфика мотивационной сферы человека. Проблема базовых потребностей человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Разновидности мотивов личности. Ситуативное развитие мотивации. Мотивы и цели деятельности. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности.

Психология общения

История подходов к изучению общения. Типологии общения. Элементы общения. Феноменология общения. Вербальная и невербальная составляющие общения. Психологический контакт с собеседником. Позиции в общении. Этапы общения. Барьеры в общении. Обратная связь. Общение в практической деятельности менеджера по персоналу. Понятие коммуникативной компетентности. Структура компетентности. Компетентность как система знаний, умений и навыков. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности.

Социальная психология групп

Проблема группы в социальной психологии. Понятие «малой группы». Классификация малых групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, группы членства и референтные группы. Группа и организация. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Динамические процессы в малых группах. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Механизмы формирования малых групп. Условие превращения внешне заданной группы в психологическую реальность для индивида. Феномен группового давления. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы.

Психология конфликта

Эволюция представлений о природе конфликта. Социально-психологические теории конфликта. Методы исследования конфликтов. Генезис конфликта. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Исходы и последствия конфликта. Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Переговоры.

Коммуникации в организации

Организация как система коммуникаций. Основные цели коммуникации в организации. Структура процесса коммуникации. Виды и средства коммуникации. Типы коммуникативных сетей. Формальные и неформальные каналы коммуникаций. Восходящая, нисходящая и горизонтальная коммуникация. Помехи (барьеры) коммуникаций в организациях: межличностные и организационные. Условия порождения слухов в организации. Совершенствование межличностного общения и информационного обмена в организации. Регулирование информационных потоков.

Лидерство и руководство в организации

Влияние и власть. Баланс власти в организации. Руководитель и лидер — отличие и сходство. Теории лидерства (руководства). Теории черт лидерства. Характеристики личности эффективного руководителя. Поведенческие теории: стиль руководства. Новые подходы к лидерству: теория атрибутивного лидерства, харизматическое и трансформационное лидерство. Критерии оценки эффективности руководства. Карьера руководителя. Широкий и узкий смысл карьеры. Карьера как профессиональное продвижение, рост. Карьера как должностное продвижение, достижение определенного социального статуса.

Тема 2. Организационное развитие и основы организации управления персоналом

Методологические и организационно-правовые основы менеджмента

Понятие и сущность современного менеджмента. Влияние глобализации экономики на современный менеджмент. Изменение парадигмы управления в XXI веке. Управление как процесс. Цели и функции управления.

Понятие организации: миссия организации, цели организации и их классификация, организационные структуры и структура управления организацией: иерархический и органический типы структур управления.

Место кадрового менеджмента в управлении организацией

Ресурсный подход к управлению. Типы ресурсов. Человеческие ресурсы управления. Процессуальный подход к управлению. Типы процессов. Кадровые

процессы в организации. Структурный подход к управлению. Уровни управления персоналом: цели и место в организационной структуре организации. Составляющие кадрового менеджмента: кадровая работа и работа с персоналом. Содержание деятельности служб по управлению персоналом. Должностная инструкция менеджера по персоналу.

Организация исполнения управленческих решений

Субординация как основа отношений руководство-подчинение. Оценка ориентаций руководителя на стиль подчинения. Формирование отношения к подчиненным. Специфика оценки профессионально-деловых характеристик исполнителей. Позиции в управленческой иерархии. Психологическая напряженность управленческих позиций. Характеристика типов исполнителей. Особенности индивидуального подхода к различным типам. Эффективные приемы воздействия на исполнителей. Оптимальная формула исполнителя. Маршрут управления персоналом. Индивидуальная управленческая концепция руководителя.

Управление организационными изменениями

История концепций организационного развития и изменений. Концепция организационного развития. Методы организационного развития: тренинг, командообразование, обратная связь, межгрупповая деятельность, консультирование. Организационное научение: формирование системного мышления и новых интеллектуальных моделей, развитие навыков группового обучения, создание общего видения, поддержка индивидуального развития.

Тема 3. Методы управления персоналом

Методы формирования кадрового состава

Планирование потребности в персонале. Анализ кадровой ситуации в регионе. Анализ деятельности. Должностные инструкции. Привлечение кандидатов на работу в организацию. Оценка кандидатов при приеме на работу.

Методы поддержания работоспособности персонала

Повышение производительности и нормирование труда. Оценка рабочих мест. Обеспечение качества труда. Оценка труда: уровни, подходы, методы. Аттестация персонала. Формирование кадрового резерва. Оперативный и стратегический кадровый резерв, система управления талантами. Планирование карьеры. Разработка программ стимулирования труда.

Методы реформирования организации

Процессы реорганизации. Организационно-кадровый аудит. Недирективные методы сокращения персонала.

Методы психологической диагностики

Классификация методов психодиагностики. Основные характеристики тестов. Классификация психологических тестов. Личностные опросники. Анкетирование. Опросы. Интервью по компетенциям.

Методы диагностики организации

Понятие и задачи организационной диагностики. Диагностические модели. Метод анкетирования, наблюдения, анализа документов в организационной диагностики. Параметры диагностики организации. Методика организационной диагностики Л.Константина.

Тема 4. Современный подход к технологии центра оценки персонала (Assessment center)

История, области применения и преимущества технологии центра оценки. Комплексный подход к анализу деятельности и принципам формирования оценочных критериев. Место центра оценки в кадровом менеджменте. Этапы построения и проведения программы ЦО. Типология критериев в центрах оценки. Типы методов. Особенности наблюдения в ЦО. Кадровое обеспечение программы ЦО. Методы анализа данных и представления результатов ЦО. Разработка программ центров оценки для различных целей компании, проектирование методов и процедур. Ознакомление с основными современными методами, используемыми в центрах оценки. Кадровое обеспечение программы центра оценки, основные профессиональные роли. Методы анализа полученной диагностической информации. Использование результатов центра оценки в кадровой работе.

Тема 5. Юридические аспекты кадровой работы

Нормативно-правовая база, регулирующая работу с кадровой документацией

Федеральный закон от 30.06.2006г. № 90-ФЗ.Требования Федеральной инспекции труда к ведению кадровой документации. Штрафные санкции за несоблюдение требований.

Заключение-расторжение трудового договора

Дополнение обязательных условий трудового договора. Уточнение оснований заключения срочных трудовых договоров. Дополнение перечня лиц, которым испытание при приеме на работу не устанавливается. Исключение обязанности индивидуальных предпринимателей регистрировать в местных органах власти трудовые договоры с работниками.

Установление общего порядка оформления увольнения. Уточнение порядка увольнения в связи с истечением срока действия трудового договора, заключенного для замены временно отсутствующего сотрудника. Расширение перечня оснований увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Ограничение возможности увольнения совместителя, в связи с приемом постоянного сотрудника.

Перевод на другую работу

Уточнение порядка временного перевода на другую работу, в том числе по медицинским показаниям. Дополнение перечня оснований отстранения работника от работы.

Режим работы и отдыха

Пересмотр порядка привлечения работника к сверхурочным работам. Введение законодательной основы выполнения в течение рабочего времени другой работы. Уточнение порядка оплаты праздничных нерабочих дней. Конкретизация правил замены отпуска денежной компенсацией.

Заработная плата. Поощрительные и компенсационные выплаты

Новый порядок расчета среднего заработка для оплаты отпусков и компенсаций за неиспользованные отпуска. Введение норм о порядке возмещения расходов работникам, чья работа связана с постоянными разъездами. Расширение перечня оснований выплаты увольняемым работникам выходных пособий.

Материальная ответственность работника и работодателя

Уточнение условий привлечения работодателя к ответственности за задержку выдачи причитающихся работнику выплат. Корректировка правил возмещения работодателю расходов, потраченных на обучение работника.

Тема 6. Кадровое делопроизводство организации

Сложные вопросы документирования приема на работу

  • предъявление паспорта, трудовой книжки, документов об образовании и документов, характеризующих работника;
  • особенности приема на работу иногородних и иностранных граждан, заявление гражданина,
  • трудовой договор (контракт), приказ (распоряжение) о приеме на работу (формы Т-1 и Т-1а), внесение записи о приеме на работу в трудовую книжку, личные карточки (формы Т-2, Т-2ГС, Т-4), личное дело, табель учета.

Документирование перевода на другую работу

  • заявление работника, приказы по основной деятельности, докладные записки руководителей структурных подразделений, акты об авариях и другие документы-основания для перевода,
  • приказ (распоряжение) о переводе (формы Т-5 и Т-5а), внесение сведений о переводе в трудовую книжку, личную карточку Т-2, личное дело.

Предоставление отпуска

график отпусков (форма Т-7), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (формы Т-6 и Т-6а), заявление о переносе отпуска, внесение сведений в личную карточку Т-2.

Командирование работника

документы-основания для направления работника в командировку; служебное задание работнику (форма Т-10а), приказ (распоряжение) о командировании (формы Т-9 и Т-9а), командировочное удостоверение (форма Т- 10).

Увольнение работника

  • заявление работника, приказы по основной деятельности, акты о нарушении трудовой и производственной дисциплины и другие документы- основания для увольнения,
  • приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (формы Т-8 и Т-8а),
  • внесение сведений об увольнении в трудовую книжку, личную карточку Т-2, личное дело, выдача трудовой книжки.

Изменение анкетно — биографических данных работника.

Тема 7. Коучинг в развитии персонала

Введение в коучинг: основные теоретические и методологические принципы

Что такое «коучинг? История развития и определение коучинга как профессиональной деятельности. Отличие коучинга от других стилей. Определение коучинга. Классификация видов коучинга. Возможности и ограничения применения технологии коучинга. Основные школы коучинга, коучинг-подходы и парадигмы, директивный — недирективный коучинг. Самокоучинг.

Личная эффективность коуча и ведомого

Смысл работы коуча для коуча. Миссия, призвание, мотивация. Анализ реализации личностного, творческого и социального потенциала. Жизненные проекты и планы развития. Ценностные фильтры. Модель ЦЦПРР (цель-ценность-процесс-ресурс- результат). Анализ личных ограничений и ресурсов развития. Личные и социальные сценарные поля, способствующие и мешающие развитию. Цикл непрерывного улучшения (по Рамперсаду). План личного изменения и развития.

Технологии коучинга

Структура коучинговой сессии. Техники коучинга для каждого этапа сессии. Контакт с клиентом. Зоны ответственности коуча и клиента. Психологический контракт. Определение задач и исследование текущей проблемы. Работа с запросом. Анализ возможностей, ресурсов развития и личных ограничений, разработка вариантов действий. Разработка технологии достижения. Оценка результатов. Сопровождение клиента между и после сессии. Бланки отчетности. Конфликт интересов сотрудника и руководства компании. План личного изменения и развития сотрудников.

Инструменты индивидуального развития

GROW, SMART, Колесо баланса, Креативные наставники, Storytelling.

Коучинг в организации

Коучинг как инструмент управления. Управленческие парадигмы, типологии и культуры организаций. Технологии внедрения инструмента коучинга в бизнес-организации, роль и возможности корпоративного коуча. Особенности коучинга группы. Групповая динамика. Групповые нормы, правила и технологии достижения результата. Групповой коучинг как инструмент развития команды, раскрытия командного потенциала и поиска решений. План развития группы. Коучинг профессионального выгорания. Карьерный коучинг. Технологии работы со стрессом, балансом жизни и работы, целями сотрудников организации.

Методы работы с психологическим временем руководителя в коучинге

Временная перспектива руководителя. Принципы работы с прошлым и будущим клиента в коучинге. Временная перспектива и временная ориентация в управленческой деятельности. «Временные компетенции» эффективных руководителей. Характеристики временной перспективы личности. Методы диагностики временной перспективы. Методика «Временные децентрации» Е. Головахи и А. Кроника. Методики «Круги» и «Линия» Т. Коттла. Методика «Линия времени» Г.Раппапорта и «Линия жизни» А. Кроника и Е. Головахи. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо. Методика «Временные ценности личности» О.В. Кузьминой. Шкала протяженности временной перспективы" А. Блюдорна.

Методы развития ориентации руководителя на прошлое, настоящее и будущее. Работа с лидерским видением будущего. Что такое лидерское видение будущего? Критерии его эффективности. Лидерское видение и видение командное. Особенности личности руководителя, влияющие на его способность к видению. Из чего складывается харизма? Как оценить способность руководителя к видению? Опросники «Лидерское видение» П. Томс. Шкалы «Видение» Дж. Кузеса и Б. Познера и «Проспективная рефлексивность» А.В.Карпова.

Методы развития индивидуального видения будущего. Методы развития интуиции. Коучинг в области управления временем. Основные задачи коучинга эффективности в управлении временем по У. Келли. Методы приоритезации задач: матрица 4D. Техника «Альпы». Принцип 60/40. Учет личностных особенностей при планировании времени. Методика «Полихронность» А. Блюдорна. Типология Майерс-Бриггс и управление временем. Стили управления временем: коммуникаторы, визионеры, стратеги и гонщики. Психологические причины откладывания на потом. Типы прокрастинаторов. Методы работы с прокрастинацией.

Тема 8. Компетентности коуча

Развитие личностного потенциала

Самопознание — получение участниками сведений о себе, в виде результатов тестов, обратных связей от участников группы и ведущих, анализ результатов и способов собственной деятельности. Саморефлексия — создание путей и условий для более полного осознания собственных отношений, смыслов, мотивов и ценностей. Саморегуляция эмоциональных состояний, развитие способностей давать себе отчет об эмоциональном состоянии, конструктивно его выражать и контролировать.

Уверенное поведение в деловом взаимодействии

Психологические основы уверенного поведения и его отличия от других типов поведения делового человека. Уверенное поведение и варианты ролевых поведений по Э. Берну. Ситуации делового взаимодействия, успех в которых определяется способностью продемонстрировать уверенность в себе. Уверенное поведение, его сущностные и отличительные признаки. Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение — в чем их сходство и различия? Уверенная поза, уверенная жестикуляция, уверенная речь — составляющие уверенного поведения. Уверенное поведение и противостояние психологическому давлению (варварские и манипулятивные способы влияния). Алгоритм противостояния психологическому давлению (техники психологического самбо, информационного диалога и цивилизованной конфронтации).

Навыки публичного выступления и самопрезентации

Основные аспекты публичного выступления. Публичный образ: формирование первого впечатления, стратегии самопрезентации, определение индивидуального стиля для выступления, эффекты психологического восприятия. Подготовка публичного выступления: структура публичного выступления, инструменты выступления, подготовка материала для выступления, план выступления. Основы ораторского искусства: вербальный компонент речи, выразительные средства речи, невербальный компонент, организация пространства, дистанция в общении, мимика и пантомимика, паралингвистические особенности (интонация, громкость голоса и т.п.), контакт глаз. Особенности выступления перед целевой аудиторией: установление контакта с аудиторией, техники самопрезентации, основные приемы работы с аудиторией.

Коммуникативная компетентность

Навыки общения и коммуникативной компетентности. Типы вопросов. Повторение, перефразирование, резюмирование. Я-высказывания, эмпатическое слушание. Определение конфликта. Способности к конструктивному решению межперсональных конфликтов. Основные стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения в конфликтной ситуации.

Эмоциональная компетентность

Определение эмоциональной компетенции коуча. От чего зависит эмоциональный интеллект? Осознавание эмоций внутри своего состояния и их выражение в общение. Структура эмоциональной компетенции. Возможности эмоциональной компетентности. Тренировка эмоционального интеллекта. Симптомы эмоционального выгорания, профилактика. Навыки саморегуляции.

Тема 9. Основы практики индивидуального консультирования

Методологические основы индивидуального психологического консультирования

Основные задачи психологического консультирования. Место психологического консультирования в системе помогающих профессий. Модели личности, используемые в различных направлениях психологии. Личность и сущность человека. Индивидуальные внутренние преграды на пути к психологически комфортному состоянию. Осознавание как основная стратегия работы психолога-консультанта. Три уровня осознания. Особенности работы с интеллектуальной, эмоциональной и телесной сферой клиента.

Уровни психологического контакта: поведенческий, эмоциональный, семантический. Установки и техники работы практического психолога. Безоценочное принятие, эмпатическое слушание, речь практического психолога.

Психотехнические основы консультирования.

Психоаналитическая диагностика личности

История возникновения. Основные понятия и термины. Технические приемы. Основы диагностики структуры личности. Типология, тип личности с точки зрения различных психоаналитических подходов. Защитные механизмы психики, уровни организации личности, и особенности некоторых методов терапии. Современные психоаналитические подходы к структуре личности.

Психодиагностические технологии в работе с персоналом

Профессиональная психодиагностика как система персонал — технологий. Роль профессиональной психодиагностики в социально психологическом обеспечении работами с персоналом. Специфика психодиагностических задач в связи с отбором, расстановкой, адаптацией, оценкой персонала, управлением профессиональной карьерой.

Психодиагностические системы, используемые в практике с персоналом. Проведение психологического обследования персонала. Организация и процедуры психодиагностического обследования. Планирование психодиагностического исследования персонала в зависимости от управленческих задач. Особенности использования психодиагностической информации в работе с персоналом.

Составление документации по психологическому обследованию персонала. Подготовка документации психологического обследования персонала. Подготовка заключений по результатам психологического обследования. Виды заключений. Составление отчетной документации.

В программе предусмотрены следующие тренинги:

  • Интервью при приеме на работу
  • Базовые управленческие навыки
  • Командообразование
  • Тренинг для тренеров
  • Актерское мастерство
  • Эффективная презентация
  • Коммуникативная компетентность

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51


Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика