??????-100


«Дистанционное обучение: организация опосредованного общения»

Вашему вниманию предлагаются основные тезисы статьи «Дистанционное обучение: организация опосредованного общения» доктора психологических наук, профессора, научного руководителя
Института практической психологии Тахира Юсуповича Базарова. Статья была опубликована в журнале «Психопедагогика в правоохранительных органах» (№2 (69) 2017 г.).

<…> Технологии виртуальной коммуникации представляют собой соединение гуманитарных знаний с технической инфраструктурой интернет-коммуникации. Наивно было бы полагать, что одно наличие интернет- инфраструктуры способно вызвать к жизни развитие виртуальной коммуникации. Скелет, который хоть и является основой человеческого организма, не является причиной его перемещения в пространстве, он, скорее, обеспечивает протекание данного процесса <…>

<…> Под виртуальностью общения понимается его опосредованность сетью Интернет, позволяющей одновременно передавать и сохранять информацию в виде продуктов деятельности <…>

<…> В виртуальной среде формируется новый тип коммуникации, который отличается от межличностной и массовой коммуникации.
Его можно назвать масштабной коммуникацией. Он характеризуется возможностью межличностного (диадического) общения с большим числом партнеров. При этом отметим большое увеличение скорости получения и обработки информации (растет ее объем при уменьшении времени). Это, на наш взгляд, приводит к избирательности субъекта, к изменению способа обработки информации. Происходит упрощение, редуцирование языковых средств, что может вызвать проблему адекватного понимания <…>

<…> Первое, что требует пересмотра, — это понятие «кооперации». Причина — изменение содержания двух основных критериев, по которым выделялся данный феномен: наличие совместного субъекта деятельности и контактность малой группы.
В интернет-среде данные критерии проявляются ситуативно, а в большинстве случаев они опосредованы.

Отсутствие межличностного контакта и совместной цели не исключает возможности для кооперации <…>

<…> Количество сообщений прямо пропорционально величине воспринимаемого статуса члена группы. Причем содержание сообщения не влияет на эту связь. В условиях масштабного распространения социальных сетей интересно исследование связи между характеристиками информации о пользователе, размещаемой в открытом доступе, и его образе, который формируется у других участников <…>

<…> Для виртуального общения актуальна проблема толерантности. Допустить справедливость другого мнения — признать другого равным себе. Это требует формирования у самого субъекта таких качеств, как толерантность к неопределенности, гибкость мышления <…>

<…> Мы не исключаем возможности одновременно развивать несколько разных подходов к обучению, но хотим упомянуть о возможности применения циклической модели Д. Колба, модифицированной нами. Применительно к обучению в виртуальной среде мы обозначили этапы данной модели (практика, анализ, теория, рекомендации) <…>

<…> На наш взгляд, основной особенностью практики в условиях проведения вебинара выступает постоянная интерпретативная деятельность. Объектом интерпретации является текст, понимаемый как вся система значений языка, используемая для коммуникации <…>

<…> Подводя итог, сформулируем наиболее значимые выводы:

  1. Дистанционное обучение представляет собой гуманитарную технологию.
  2. Опосредованный характер интернет-пространства накладывает отпечаток на специфичность виртуального общения. В нем можно выделить особенности обмена информацией, взаимодействия и межличностного восприятия.
  • Дистанционное обучение может быть построено с использованием циклической модели, основными этапами которой являются практика, анализ, теория, рекомендации.

Для анализа феноменов группового взаимодействия необходимо выделять организационный, содержательный и эмоциональный аспекты <…>

С полным текстом статьи можно ознакомиться в источнике.

Прочитано 772 раз

Поделиться с друзьями:

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика