??????-100


Групповая динамика: опасные моменты

На одном из плановых занятий Екатерины Крупецкой, слушатели курса “Психологическое консультирование и психодиагностика личности” рассмотрели феномен групповой динамики, открытый западными социологами и психологами в середине прошлого столетия. Суть феномена – последовательная смена определенных стадий развития группы в процессе её существования. Таким образом, задача модуля «Групповое психологическое консультирование» подготовить психологов к динамическим изменениям группы: научить работать с потенциальными проблемами и рисками, планомерно и уверенно ведя группу к успеху.

Так, на ранних стадиях существования группы участники склонны испытывать неуверенность и тревогу. Бороться с подобными состояниями помогают установленные правила, дающие чувство определенной психологической безопасности. В этот же период участники во многом полагаются на руководителей, ища их одобрения, поддержки и совета. Чтобы помочь группе адаптироваться, ведущий, налаживает взаимодействие, предлагая различные способы знакомства; устанавливает нормы и правила, предупреждая конфликты; своевременно информирует участников о происходящем, задавая формат отношений.

На следующем этапе жизни группы ситуация стремиться к напряженности. Этот период называют переходным или — периодом конфронтации, установления групповой иерархии. Ситуация преодолевается принятием на себя лидерства наименее конфликтными участниками группы. Кроме того, сам ведущий располагает широким инструментарием для работы с конфронтацией и возросшей автономностью. Особенности этого периода и работу с ним рассмотрим подробнее.

Прежде всего, меняются потребности участников. Теперь важно: найти свое место в иерархии группы и индивидуальную стратегию поведения; справиться с неоправдавшимися ожиданиями и возникшими негативными чувствами к другим участникам группы; пройти через состояние конфликта; преодолеть сопротивление и возросшую тревогу; почувствовать собственную автономность и независимость; ощутить контроль над ситуацией.

В свою очередь от терапевта, понимающего происходящие, требуется помочь участникам группы опознать истоки тревожности и обсудить это; дать возможность осознать существующую психологическую защиту и свое сопротивление участию в группе, научив открыто выявлять конфликты и решать их; делегировать участникам часть ответственности за направление работы группы. Важно, чтобы, работая с группой, терапевт не проявлял агрессии, не защищался, видя стремление участников конфликтовать. Более того, важно поддержать стремление участников к автономии и независимости.

На данном этапе велика вероятность разделения группы на несколько подгрупп, что, по-своему, помогает участникам справляться с чувством незащищенности, оказывать друг другу поддержку, бороться за сферу влияния в группе и, в случае авторитарного терапевта, выражать накопившийся негатив.

Отрицательное влияние подгрупп определяется сразу несколькими моментами. Это снижение эффективности группового общения, т.к. часть материала теперь не выходит за рамки подгрупп. Противоречие норм подгрупп (лояльность, конфиденциальность, взаимоподдержка) нормам группы (искренности и открытости). Кроме того, цели подгруппы чаще всего не совпадают с целями группы.

Решая подобную ситуацию терапевту важно обсудить причины возникновения подгрупп, избегая обвинений и критики. В случае возникновения эротических и сексуальных чувств между участниками, уметь выразить свою точку зрения по данному поводу, избегая морализации и поучений. Обозначить нежелательность подобных отношений как снижающих эффективность группы и разрушающих терапию.

Ирвин Ялом выделял следующие причины конфликтов участников с терапевтом: Возросшее сопротивление самоанализу и самораскрытию. Неоправдавшиеся ожидания: “он не стал МОИМ терапевтом!». Раздражение по поводу того, что терапевт остался в профессиональной роли, не раскрывшись как личность. Обвинения терапевта в том, что он “делает не то” и “делает не так”.


Кроме того, источником враждебности в группах могут выступать такие факторы как: проекция презрения участника к самому себе: невысокое мнение о себе не допускает, что другие могут заслуживать внимания. Обесценивание рождает обесценивание. Перенос. Здесь в основе враждебности лежит не реальность, а фантазийные представления о другом, искаженные прежним опытом, прежними отношениями, межличностными потребностями или страхами. Проективная идентификация. Проецирование на другого собственных отрицаемых качеств, вызывающее необъяснимое влечение, и отталкивание одновременно. При этом на другого оказывается давление, чтобы он также переживал себя в соответствии с бессознательной фантазией.

Прочитано 1078 раз

Поделиться с друзьями:

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика