??????-100


Пн, 04 Сентябрь 2017 14:48

ИНТЕРВЬЮ О ПРОГРАММЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ

Мир меняется с огромной скоростью, и нам приходится не только поспевать за спросом, но и предупреждать его. Но поскольку этим занимаются многие из лучших умов, тем, кто готов менять и изменяться сам, и профессионалу в своей сфере необходимо знать, что нового им готовы предложить.

В связи с тем, что в Институте Практической Психологии стартует новая программа «Игровые технологии в развитии и обучении», мы подготовили для Вас подробные комментарии о ней в виде интервью с куратором программы Анной Воиновой.

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет»

 Фридрих Шиллер. 

Вы пишете на сайте, что программа «Игровые технологии в развитии и обучении» расширяет возможности профессионалов в разных сферах деятельности, предлагает новые решения профессиональных задач. В чем заключаются эти возможности и новизна решений?

Расширение возможностей я вижу, прежде всего, в расширении личностных компетенций, в числе которых можно упомянуть ориентацию на результат, создание мотивирующей среды, эффективную коммуникация, применение предметных знаний экспертной области для разработки лучших решений, управление процессом обучения (нарастить «скилл», ведь у кого-то эти компетенции уже есть). Тенденция приумножать свой профессиональный капитал уже давно присутствует на рынке труда. Это можно увидеть на примере эволюции тренеров: тренер-спикер, навыковый бизнес-тренер в конкретной специфике, включение новых специализаций в «ассортимент» бизнес-тренера, добавление модификации «играющий», освоение модерации, фасилитации, переход к самоидентификации «организатор групповой работы»... На очереди – игропрактик (еще не все, пока редкость). Следующий этап – освоение разработки игр. Допускаю мысль, что некоторое время такие специалисты будут эксклюзивом.

Кстати, ощутимый подъем в этом направлении именно сейчас. Многие практикуют, создают и разрабатывают игры после прохождения пары тренингов. У меня всегда остается вопрос к качеству таковых продуктов. Достаточно ли двухдневных курсов для создания качественного продукта? Поэтому, уникальное сочетание – преподаватели-практики высокого уровня, сбалансированная структура курса, освоение программы через проживание и присвоение, серьезное погружение в каждую тему, полный цикл разработки своего продукта (двух и более) - есть вероятность на выходе получить специалиста высокого уровня, готового к реализации многих проектов, нестандартных в том числе.

Игровые технологии, в качестве инструмента позволяют профессионалу существенно расширить область решаемых задач, а, значит, повысить свою ценность, как специалиста. Возможность работать с новыми категориями клиентов. Работать, в принципе, по-другому.

На программе присутствует значительная часть практики. В каких направлениях эти занятия развивают профессиональные навыки обучающихся по данному направлению людей?

Можно сказать, что в такой практике опыт пропускается через себя. На выходе большинство игр и игровых практик дают очень субъективные варианты результатов. Чтобы лучше понять своих будущих клиентов-«игроков», для более глубокого понимания процесса разработчиками и ведущими игр, очень важно обладать некой точкой отсчета и системой координат, полученной в результате рефлексии на месте участников. Это можно только через получение best practic, опыта и создание собственного «нулевого километра».

Какая роль отводится психологии в программе? Почему важно включать элементы психологии в курс?

Я считаю, что это основа основ для нашего курса. Если мы хотим подойти к процессу создания игр серьезно, то важна профессиональная платформа, базис – какие типы игроков будут участвовать в наших играх (на кого мы планируем воздействовать), какова их система ценностей и мотивации, как можно изменять их поведение, каковы «единицы» и простейшие элементы, на которые раскладываются игры, какие механизмы задействованы в процессах на разных этапах. Все, что касается поведения человека (в игре, в данном случае), лежит в области психологических знаний. Игра – это, прежде всего, для человека. А там, где есть человек, там есть психология.

Можно пройти обучение созданию игр за достаточно короткий срок, но это то, что вы будете знать про себя – теперь вы «умеете делать игры». Но для кого вы их будете делать, останется открытым вопросом.

Как Вы понимаете игры?

За всю историю человечества игры были первым обучающим инструментом, с которым знакомился ребенок, входя в этот мир. Опыт предыдущих поколений, новые необходимые навыки жизни передавались ребенку в этой замечательной форме, дающей право на ошибку, с возможностью все исправить, сделать свои открытия, внести что-то новое. Игры оказывают большое влияние в формировании понимания системы мира, своего места в нем, в формировании характера, личностных качеств. Сегодня и для взрослых, которые уделяют игровым формам больше внимания, игровая среда обеспечивает эти условия, и создает положительно окрашенную основу для развития и трансформации индивида, для воплощения своих идей.

Что лежит в основе технологии их создания и использования?

В основе технологий создания игр находится способность видеть и понимать игры с нескольких точек зрения – структуры самой игры (ее начинки), ее функционального применения (задачи, которые с ее помощью можно решить), автора-разработчика и участника (как эта игра будет реализовываться, достаточно сильно развитый навык рефлексии, умение ставить себя на место других). (Механик, дизайнер, художник, психолог...)

В основе использования, практического применения игры – способность понимать саму игру, видеть ее сильные и слабые стороны, способность вовлечь в игру других людей и способность организовать групповое взаимодействие внутри игрового процесса. (Режиссер, тренер, мастер организации групповой работы)

Какие смежные сферы играют важную роль в практике игровых технологий? В каких областях нужно также быть экспертом?

Зависит от того, в какой области специализируется человек, практикующий игровые подходы. Это могут быть: эмоциональный интеллект, мотивация и вовлеченность, управление, разработка стратегий, – если мы говорим о функциональном применении игровых технологий. Однозначно помогут в практике навыки управления групповой динамикой.

Как выстраивают занятия и отношение с обучающимися преподаватели программы «Игровые технологии в развитии и обучении»?

Этого я пока не могу сказать – курс пилотный. Все преподаватели являются профессионалами высокой категории в своих областях и подходят к процессу обучения с пониманием ответственности и (не побоюсь этого слова) любовью к своему делу.

Есть ли дополнительные приятные моменты, которые получают обучающиеся и затем выпускники? Нечто, что выносится за рамки занятий.

В первую очередь это теплые взаимоотношения внутри группы и с преподавателями. Конечно, гарантировать такое никто не может, но практика обучения в ИПП говорит, что большинство учащихся испытывают ощущения причастности.

Некоторые преподаватели подготовили серьезный спектр аналитических данных по отрасли. Такая информация очень ценна для практикующих специалистов, готовых выводить на рынок свои продукты.

Планируются также мастер-классы по играм и игровым технологиям, которые не вошли в программу.

В чем выгодные отличия занятий по программе «Игровые технологии в развитии и обучении» от самообразования и студенческих, школьных лет?

Системные знания, подкрепленные практикой и примерами, всегда выгодно отличаются от самообразования. Тем более, что в школьные и студенческие годы еще мало сформирована мотивация и представления, «как я буду это все применять в жизни».

На наш курс приходят те, кто обладает огромным опытом и знаниями, понимающие сферы применения новых навыков, которые они почерпнут на занятиях курса. Можно сказать, что задачи они себе уже поставили, им нужен инструмент для их решения. В этой ситуации обучение на программе дает максимально высокий результат.

Какой сегмент на рынке занимают сейчас игровые технологии?

Рынок образовательных услуг получил дополнительный стимул для развития. Если раньше можно было сегментировать на достаточно четко очерченные области – подготовка к экзаменам, развитие языковых навыков, подготовка специалистов в конкретных профессиях, то сегодня появился спрос (а значит и предложение) на комплексные форматы, на навыковые и практические краткосрочные программы (иногда с интересным и нестандартным контентом). На российском рынке число только крупных игроков в образовательных услугах достигает 180, и эта цифра с каждым днем увеличивается.

Игровые технологии - формат обучения. Сложно сказать, какое число поставщиков образовательных услуг сегодня привлекают эти инструменты в числе традиционных форм. Таких исследований пока я не находила. По наблюдениям, что больше трети компаний-провайдеров образования декларируют использование игр и игровых технологий в своем арсенале (большая часть – ориентированы на детскую и подростковую аудиторию). Интерес к теме применения игр в обучении и развитии демонстрирует каждая вторая компания, потребитель образовательных услуг. Сформулированный запрос и готовность реализовать проект обучения и развития в игровом формате в своей структуре – каждая пятая. Это приблизительная и субъективная статистика. Можно сказать, что рынок образования сейчас находится в поисках новых решений, поэтому укоренится ли и будет развиваться формат игровых технологий, в большинстве случаев, зависит от качества подготовки специалистов, которые выйдут на рынок. А для этого курс и был задуман.

Каковы причины того, что современный мир интересуется игровыми технологиями? Почему на них возникает спрос?

Многие компании стали обращать внимание, что привычные системы обучения перестали давать нужный эффект в полном объеме. Достаточно быстро была найдена причина – изменяется (и продолжает изменяться) человек, приходящий на обучение. В такой ситуации естественно пробовать новые и нестандартные методы обучения и развития.

Основные тренды новых поколений – быстрота принятия решений, безопасность среды, наличие выбора, ориентированность на содержание – все это предоставляют игровые технологии в системах обучения и развития. Классические подходы предполагают достаточно высокий уровень ответственности, что называется, до входа в обучение, и строгую иерархию содержания. Новым поколениям свойственно брать ответственность, когда это имеет для них персональный смысл. Так же важно иметь возможность выбирать и изменять в любой точке свой личный маршрут развития. В этих и других признаках кроется ответ на вопрос «почему возникает и растет спрос на применение игровых технологий в обучении и развитии?» Тот, КТО приходит обучаться и развиваться, тот и проявляет требования к новым форматам. На данный момент игровые форматы наиболее соответствуют запросам рынка. (Возможно, скоро появятся другие форматы, эклектично включающие в себя прежние и новые формы).

Есть еще один тренд, который обозначают не все исследования, но который явно прослеживается – фан, веселье. Иначе говоря – положительные эмоции, доставление удовольствия. Это соотносится с потребностью компенсировать тревожность не только у «игреков», но и у других поколений. Сегодня лавинообразное нарастание информации в мире оказывает угнетающее влияние на большинство людей. Игра дает возможность снизить степень тревожности, применив этакий «хакерский» прием – в игре все не на столько серьезно. В игре можно все. И, как только снижается уровень тревоги по поводу будущих возможных неудач или личной неуспешности, наша психика преодолевает барьер собственных установок и может помочь нам выйти на уровень «супер-героя».

С какими практиками и профессиональной деятельностью можно совмещать подход игровых технологий?

Есть искушение ответить – со всеми. В образовании – однозначно, да и уже опробовано. В управлении персоналом, проектами, в коммуникациях и командообразовании и т.д. – да, и уже опробовано. Мир игры настолько позитивен, что специалист, овладевший и этим инструментом, будет применять его в своей практике наряду с остальными хотя бы из-за эмоциональной составляющей. Зависит от необходимости в каждом конкретном случае.

Мы с вами уже достаточно давно участвуем в применении игровых технологий – копим мили с авиакомпаниями, ставим лайки в социальных сетях, оцениваем смайликами работу социальных служб, собираем наклейки, бонусы, баллы в магазинах, на заправках разного формата. Кто нам мешает применять аналогичные подходы и форматы в своей работе?

Естественно, что подход применим там, где есть человек. Тот, кто будет играть.

Записаться и подробно ознакомиться с преподавателями, планами программы можно по ссылке.

Прочитано 182 раз

Поделиться с друзьями:

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика