Топ-100
Чт, 02 Февраль 2017 13:52

Интервью со Светланой Дяченко: "В тренинге всегда есть основная идея, которую участники должны пропустить через себя"

Беседа со Светланой Дяченко,
бизнес-тренером, преподавателем курса «Эффективные коммуникации»
в рамках Института практической психологии.

- Светлана, согласно Вашей авторской позиции что такое тренинг?

- Для меня лично тренинг - это способ разговаривать с миром и с людьми, возможность передать то, что я знаю, умею, то, что я поняла и чему научилась на сегодняшний день. Иначе говоря, это определенный образ жизни. Если рассматривать тренинг со стороны участников, то тут определение известно: это специальная форма обучения взрослых людей, которая дает возможность не только научиться определенным правилам и формам поведения, но дает также представление о том, зачем эти навыки необходимы, как применять полученные инструменты в реальной жизни. С моей точки зрения, тренинг - это очень эффективная форма обучения, которая, с одной стороны, предоставляет возможность людям отработать некоторые навыки, а, с другой стороны, дает некие озарения, решения насущных задач или новое видение жизненных ситуаций.

- На основе Ваших слов можно ли заключить, что тренинг - это искусство?

- Конечно, мое глубокое убеждение, что обучение в целом - это искусство. Не только проведение тренингов, но и чтение лекций, проведение семинаров, проведение уроков в школе - все это большое искусство.

- Как Вы считаете, что лежит в основе любого тренинга?

- В тренинге всегда есть основная идея, которую участники должны пропустить через себя, и, может быть, она повлияет на их мировоззрение, изменит их взгляд на ключевые вещи. Для меня базисом всегда выступает первая часть тренинга, когда мы с участниками согласовываем свое понимание заявленной темы, через анализ опыта участников, обсуждения, упражнения приходим к формированию единого определения: что такое, например, эффективная коммуникация, или что такое качественное обслуживание, какая продажа может считаться успешной и т.д. Здесь с одной стороны важно, чтобы люди, участвующие в тренинге, одинаково понимали те вещи, о которых пойдет речь в ходе обучения. С другой стороны, я глубоко убеждена в том, что только если участник поймет и примет эту основную идею, он будет в дальнейшем использовать те конкретные навыки, которые мы предлагаем на тренинге. И напротив, если мы просто предоставляем человеку набор каких-то инструментов, но при этом он не понимает, зачем они ему нужны, для чего делать над собой усилие, менять привычное ему поведение, то тренинг вряд ли будет эффективным.

- Какие Вы могли бы отметить «подводные камни» в процессе проведения тренинга?

- Достаточно сложно полно ответить на данный вопрос, бывают разные ситуации. Все зависит от контекста проведения обучения. Начиная с физического, когда, например, помещение, в котором проводится тренинг, совершенно не приспособлено для этого: оно тесное душное, без окон, люди чувствуют себя некомфортно в таких условиях, а, как следствие, они и начинают вести себя соответствующим образом: быстро устают, засыпают и т.п. Тогда приходится проводить больше разминок, ролевых игр, чтобы «расшевелить» группу. Или отсутствие мотивации у участников. Это бывает на корпоративных тренингах, когда сотрудников обязали прийти на обучение, часто к тому же в свой выходной день. В таких ситуациях дополнительное время тратится на то, чтобы заинтересовать, замотивировать людей, чтобы они начали понимать, как им пригодятся полученные во время тренинга знания и навыки, где они смогут их использовать.

- Основываясь на Вашей практике, какие наиболее частые запросы поступают от организаций?

- Я преимущественно работаю с темами, связанными с разными формами деловой коммуникации: клиентоориентированное обслуживание, публичные выступления, письменные коммуникации, переговоры, продажи, управленческие навыки, работа в конфликтах, работа с сопротивлением, с возражениями. Также часто я получаю запросы на тренинги, связанные с управлением сервисом. Но это связано с тем обстоятельством, что я сама долго работала в сфере сервиса и очень хорошо знаю эту тему.

- Как Вы считаете, за последнее время, если говорить о промежутке в 2-3 года, изменилось ли понимание бизнес-тренинга в компаниях или оно относительно статично?

- Мне кажется, что обобщать сложно, здесь нет единой тенденции. Мне попадались такие компании, которые никогда не проводили обучение сотрудников в форме тренингов. И когда я прихожу в группу и собираю ожидания участников, то скажем из 15 анкет в 13 написано, что человек никогда не бывал на тренингах и не представляет себе, что это такое. И таких компаний немало. Следовательно, на данный момент можно говорить о каких-то подвижках, о том, что такие компании начинают открывать для себя такую форму обучения. А есть, конечно же, компании, которые очень продвинуты в этом вопросе: у которых есть свои корпоративные университеты, свои собственные внутренние тренеры, тренинговые программы. В таких компаниях люди ищут новые формы и если обращаются к внешним тренерам, то им хочется получить в ответ на запрос какую-то новую «фишку», что-то совершенно оригинальное, качественно новое, некую авторскую методику.

- Какие Вы могли бы отметить новые тренды в проведении бизнес-тренингов?

- Тоже сложно ответить однозначно. Многие тренеры ожидали быстрого распространения электронного обучения, on-line тренингов. Сегодня понятно, что в тенденциях это есть, но развивается не так быстро, как можно было ожидать. Большее внимание стало уделяться эмоциям, развитию эмоционального интеллекта сотрудников. Периодически возникают некие модные темы, на которые появляется большой спрос на рынке. Сейчас, например, можно вспомнить методологию управления проектами Agile.

Кроме того, поступает большое количество запросов относительно сессий модерации, фасилитации. Здесь хочется отметить, что Институт практической психологии первым улавливает новые тренды, они всегда есть в нашей программе обучения. Например, в этом году появился курс по Эмбодимент подходу. Мне кажется, здесь мы даже опережаем и во многом определяем тенденции.

- Светлана, предлагаю перейти к обсуждению курса «Новые возможности для развития организации», в рамках которого Вы преподаете.

- Курс «Новые возможности для развития организации» - это годовая программа, в рамках которой я читаю отдельный курс под названием «Эффективная деловая коммуникация». В целом, эффективные коммуникации - это широкая тема, которая безусловно является базовой для бизнес-тренингов. Практически в любом тренинге идет речь о взаимодействии между людьми, а следовательно, о коммуникации. Из данного курса тренеры могут взять отдельные блоки, конкретные инструменты, упражнения, и использовать их потом при проведении разнопланового обучения. В то же время, в рамках курса мы развиваем коммуникативные навыки самих тренеров, поскольку для них это рабочий инструмент.

- Могли бы Вы назвать данный курс уникальными и почему?

- С одной стороны, «Эффективные коммуникации» - это базовый, можно сказать, исходный курс, с которого вообще начиналось проведение обучения в форме тренингов. С другой стороны, та форма, в которой представлен этот тренинг в Институте практической психологии, уникальна, никто из тренеров такого не дает. Курс очень полный, он охватывает все возможные формы коммуникации. Мы делаем ставку на индивидуальный подход к заказчику, учим тренеров, что для каждого клиента мы должны создавать свой тренинг, максимально учитывающий особенности компании. Мы готовим тренеров к тому, что они, обладая полным набором инструментов и навыков, будут иметь возможность импровизировать, творить вместе с группой. Кроме того, поскольку курс растянут во времени, у нас есть возможность корректировать его в зависимости от запросов слушателей; учитывая, что они в дальнейшем хотели бы использовать в своей работе. Я считаю, что такая гибкость - это наше большое преимущество.

- Когда курс только начинается, то какую основную миссию, основную цель Вы формулируете, которую хотелось бы донести до слушателей?

- Мне кажется очень важным, чтобы у тренеров сформировалась коммуникативная позиция «я-ОК, ты -ОК»: чтобы они понимали и принимали своих участников. Тренер обязательно должен в своей работе исходить из того, что успех тренинга – целиком его задача, успех взаимодействия с группой полностью зависит от него. Не бывает плохих групп, сложных участников. Это вопрос нашего профессионализма. Хороший тренер может найти подход к любой группе и любому участнику. Тренинг «Эффективные коммуникации» помогает такую позицию сформировать у наших слушателей.

- Какие сложности Вы могли бы отметить при проведении данного тренинга?

- Не могу сказать, что у нас есть какие-то сложности. Когда я только начинала вести этот курс, мне казалось сложным, что среди слушателей есть люди разного уровня: встречаются готовые тренеры, которые давно работают, они приходят для того, чтобы освежить свой взгляд, получить диплом; а бывают среди слушателей люди, которые никогда не имели опыта в этой сфере. Но в ходе работы оказалось, что это даже преимущество: у нас есть возможность создавать рабочие группы, в которые объединяются участники разного уровня. И в результате они учатся также друг у друга, не только у преподавателей.

- Какие векторы дальнейшего развития бизнес-тренинга Вы как профессионал, человек с огромным опытом могли бы отметить?

- Я думаю, что сама идея тренинга как активной формы обучения взрослых людей, основанной на переосмыслении ими своего опыта, останется незыблемой. Конечно, будут вплетаться новые механизмы, техники в работу тренеров, в организацию и формирование тренинга. Но мне представляется, что наш подход, основанный на цикле Колба, остается наиболее действенным и эффективным. На мой взгляд, это очень хорошая основа, потому что она базируется на осознании, на принятии, на анализе собственного опыта. Существуют и другие подходы, где основная задача участника – просто повторить представленную модель. Мне кажется, что намного правильнее, когда человек понимает, зачем он что-то делает, осознает это, нежели когда человек просто зажегся на время тренинга, ему было интересно, он весело провел время, а в дальнейшем, не имея личностного практического смысла, просто забыл про данные ему инструменты. Поэтому я уверена в том, что тренеры, прошедшие обучение в ИПП будут всегда востребованы на рынке как профессионалы, имеющие в арсенале наиболее действенные и эффективные методы работы.

Прочитано 731 раз

Поделиться с друзьями:

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51


Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика