Топ-100


Вт, 20 Декабря 2016 08:36

Как мы учим – и есть то, чему мы учим

Корпоративный университет BI Group, открывший свои двери в 2012 году, уже успел приобрести репутацию не просто учреждения образовательного и серьезного, но и, что немаловажно, представляющего возможность общения с уникальными, можно даже сказать, «штучными» бизнес-тренерами и специалистами.

В этот раз весенний старт новым программам MBA МИРБИС дали российский психолог Тахир Базаров с семинаром «Управление человеческими ресурсами» и известный актер театра и кино Александр Кузнецов, прочитавший курс «Навыки публичного выступления». И если первый знаком с BI Group уже более семи лет, активно тренируя ключевых сотрудников холдинга, то для российской «звезды» фильма «Джек Восьмеркин – американец» визит в Астану стал первым опытом работы с казахстанской компанией.

Диалог с Тахиром и Александром получился интересным, познавательным и эмоционально окрашенным, впрочем, как и положено разговору с артистичными, знающими толк в публичности, людьми, для которых даже вполне нейтральный вопрос о значении корпоративных университетов в современном мире бизнеса несет глубинный философский смысл и возможность подискутировать.

Тахир Базаров:

— Оправдывают ли себя корпоративные университеты? Все зависит от того, какое значение, какую миссию тот или иной университет несет в то или иное время. Сначала корпоративные университеты создавали для чего? Чтобы «оттюнинговать» знания и умения людей применительно к условиям той или иной компании, иными словами, ту основу, которую они получили в школах, вузах и прочих местах. Что мы наблюдаем сейчас? Происходит некий переход корпоративного университета как образовательного учреждения в банк корпоративного опыта с практическими знаниями отдельно взятой компании, знаниями, которых нет ни в Кембридже, ни в Оксфорде.

Будущее корпоративных университетов я вижу как лаборатории создания и моделирования будущего, в которых проигрываются варианты развития бизнеса. Здесь же, в рамках университета, мы можем более пристально всмотреться в своих людей с точки зрения функционирования. Вот смотри, к примеру, говорим мы, классный парень, который, оказывается, замечательно разбирается в администрировании процессов. А вот у этого, погляди, как загораются глаза, когда он креативит, давай-ка мы его включим в проектную группу, разрабатывающую «полеты на луну»… Иными словами, наш корпоративный университет становится лабораторией будущего, в которой создается завтрашний день компании.

Александр Кузнецов:

— И не только компании! Ведь если мы говорим о BI Group, то это не только крупнейший строительный холдинг Астаны, это еще и крупнейшее строительное предприятие, строящее инфраструктуру практически всего Казахстана. То есть мы, бросая «зерна» знаний в университете BI Group, получаем многомиллионное население, которое будет жить в комфортабельных хороших жилищах, в районах с удобной инфраструктурой… Я знаю, что Тахир сотрудничает с BI Group уже более семи лет, но мне выпала такая удача впервые. И я этому очень рад!

— Каким образом пересеклись пути актера и бизнес-тренера?

Александр Кузнецов:

— Мой путь от актера к бизнес-тренеру, наверное, изначально был предопределен. Моя мама работала в школе педагогом русского языка и литературы.  Вероятно, я, каким-то образом, часть ее педагогического опыта перенял, потому что начал преподавать актерское мастерство ещё будучи студентом Щукинского училища. Потом уехал в Америку и достаточно быстро открыл там свою актерскую школу.

Многие интересные актерские тренинги и режиссерские штуки собрал воедино и создал свою систему, которую считаю уникальной. Хотя бы потому, что многие части моих авторских тренингов сконструированы таким образом, чтобы они из интеллектуального знания сразу попадали в эмоциональные знания и навыки.

— Тренинги для актеров и для представителей бизнеса отличаются друг от друга?

Александр Кузнецов:

— Безусловно, это разные вещи. Но, так или иначе, и актерское мастерство для актеров, и актерское мастерство для бизнесменов и публичных фигур – это все навыки коммуникации. Это умение донести свою точку зрения, быть услышанным, говорить не только для того, чтобы тебя послушали и забыли, а послушали и запомнили, послушали и поверили, послушали и последовали за тобой как за лидером. Ты должен ставить себе определенные задачи, на основе которых и действуешь, а не просто информируешь людей, как на лекции.

Тахир Базаров:

— Хорошая идея! Девиз корпоративного университета, любого, вот в этом и должен состоять. Как мы учим – и есть то, чему мы учим!

Александр Кузнецов:

— Тахир сказал золотые слова! В один прекрасный момент я тоже подумал, почему одни институты, университеты выпускают специалистов, которые получают тысячу рублей, а есть университеты и знания, которые делают людей преуспевающими, получающими миллионы долларов за ту же единицу времени, что и первые. Значит есть какая-то ценность таким знаниям, значит есть какая-то конструкция, основа, база, программный код, который тебя вписывает в определенную реальность, когда ты уже не концентрируешься на том, сколько зарабатываешь. Нет, ты просто живешь, но программа работает для тебя и на тебя. Ты же крутишь педали велосипеда и не думаешь о том, как крутить педали. Ты едешь и смотришь по сторонам. В этом и есть задача – заложить такую программу, которая вне зависимости от тебя работала бы и приносила результат. Есть английское слово Experience – обучение через конкретное прохождение сценария. Что есть драматургия.

Тахир Базаров:

— И там ключевое слово – переживание! И если Саша или я не переживаем этот самый момент передачи знаний, то оно – знание – становится мертвым. Его нет. Тогда лучше книжку почитать.

Александр Кузнецов:

— Нам не нужны «холодные» интеллектуальные знания. Нам нужны знания, которые окрашены эмоционально. И мы получаем знания только для того, чтобы чувствовать себя лучше, уверенней. Мы не получаем знания для того, чтобы знать. Вы наблюдаете, как люди меняются на протяжении ваших тренингов?

Александр Кузнецов:

—  Безусловно. Я бы давно бросил работу, которая не приносит результаты. Для того, чтобы знание пришло к тебе, ты должен быть открыт для него. Есть чудесная фраза: «То, что ты ищешь, так же ищет тебя». Если есть ученик, то учитель обязательно найдется. В форме книги, случая, мероприятия или человека, который придет и скажет, что тебе нужно делать. Я вижу в корпоративных университетах огромный потенциал. Я хочу, чтобы и на постсоветском пространстве дополнительное образование, повышение квалификации стало опять востребованным. Чтобы постоянно развиваться, нужно подпитываться новыми знаниями, встречами… К примеру, встреча с Тахиром здесь – для меня просто восторг!

Тахир Базаров:

— Взаимно. Единственно, у меня тут же вопрос возникает: зачем бы мне делиться секретами с теми, кто, допустим, мои конкуренты? Зачем мне это? Почему я иду на это? Иду сознательно, с пониманием, что мне это нужно.

— Почему? У Вас самого есть ответ на этот вопрос?

Тахир Базаров:

— Конечно. И у меня, и у Саши. Само понятие конкуренции в современном мире очень сильно изменилось в последнее время. Как-то три года назад я в книжном магазине Гарвардской школы бизнеса наткнулся на стеллаж с книгой, которую сразу же купил. На ней написано: «Competition». Соединение конкуренции и кооперации. То, во что сегодня по сути превращается экономика знаний. Эпоха знаний. Она превращается именно в это. Ты не можешь не конкурировать, не вступая в дружеские кооперативные отношения с другими людьми, с другими профессионалами. На этом уровне ваша конкуренция как игра: чем лучше мой партнер будет играть, тем лучше результат у нас получится в баскетболе. Он будет лучшим для меня конкурентом. И это становится ключевым конкурентным преимуществом – поиск людей, которые для тебя хорошие конкуренты. То же самое с соучениками. Нужно из них создавать себе конкурентов, потому что это единственный способ движения вперед, единственный способ развития.

Александр Кузнецов:

— Быстрый и гарантируемый. Вместо того, чтобы конкурировать, американская компания Yahoo!, в свое время, отлично скооперировалась со своими конкурентами Google. На момент, когда начал активно развиваться интернет-поиск, Yahoo! была самым крупным поисковым сервером, зарабатывая на этом хорошие деньги. У них была отличная бизнес-модель. Они практически контролировали рынок США. И вдруг возникает какой-то Google. Явные конкуренты. Молодые и наглые, с огромным потенциалом, в которых охотно вкладываются инвесторы. Что они сделали вместо того, чтобы стереть с лица земли своих реальных конкурентов? Скупили больше половины их акций – и все! Сказали: мы – там, а вы – здесь, мы – на левом, вы – на правом. Вы занимаете этот сегмент рынка, мы – тот. И все. Competition.

Прочитано 755 раз

Поделиться с друзьями:

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51


Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика