Топ-100


Менеджмент, основанный на мечте и ценностях

Помечтаем о ценностях вместе с научным руководителем ИПП НИУ ВШЭ Тахиром Базаровым

Что связывает понятия ценности и мечты? Может быть, мы можем говорить «менеджмент, основанный на мечте»? Очень привлекательно.

Задайте человеку вопрос о том, что является для него ценностью. «Это то, что мне дорого». Как определить ценности? Как сравнить, какая ценность важнее? Мне нравится такой ответ: «Ценности лежат в основе выбора в критической ситуации».

Быть успешным или высокостатусным, удовлетворенным, богатым или счастливым? Даже оппозиционные ценности для разных людей различны. Кто-то скажет: «А почему я не могу быть успешным, молодым, богатым и здоровым?» В жизни не всегда получается сочетать все эти ценности, и тогда человек вынужден делать выбор.

Есть люди, делающие выбор с удовольствием, для некоторых выбирать сложно, они страдают от того, что нужно выбирать. Некоторые вообще не выбирают, оценивая перемены после того, как они произошли. Есть психотерапевтическая пословица: «Все, что ни происходит, к лучшему». А что тогда выбирать? Особенно, если ты не можешь повлиять.

Та же история и с мечтой. Письменный текст требует ответственного обращения со словом. И большинство людей будут испытывать затруднения, если вы спросите, о чем они мечтают. Люди оценивают то, что они говорят и, тем более, пишут. Например, высказывание «моя мечта – выйти в тапочках из дома, дойти до грядки, сорвать петрушку и вернуться домой, в тех же тапочках». Выглядит как-то приземленно. Но это высказывание следует рассматривать как знак, как символ, и разворачивать, толковать его.

Для британца очень важно, как именно повесить флаг, и они выпустили инструкцию по этому поводу. Гражданин другого государства не обратит внимания, висит британский флаг по инструкции, или его перевернули.

Если человек любит возиться с цветами в офисе, поливает их и ухаживает, можем ли мы сказать, что это его ценность?

Важно, чтобы ценности человека совпадали с ценностями компании. Поэтому в данном случае я бы назвал это его особенностями. Бывает такая особенность – человек всегда опаздывает на 5 минут. Или всегда задерживает результат работы, как бы ни горел план, на день будет задерживать. При этом я знаю, что у него все уже готово. Это также его особенности. Если для организации личностные особенности каждого сотрудника важны и не критичны для его позиции, если HR-у важны эти особенности, это хорошо.

Сейчас мы уже не можем себе представить человека как часть корпоративной машины, как некую функцию, времена изменились кардинально. Мы переходим в эпоху гуманистического управления, благодаря тому, что живем во время постоянных изменений в знаниях, в технологии, в культуре. Сейчас мы просто обязаны учитывать ценности человека, его мечты и даже особенности личности.

Мне приходит метафора мокроступов – такой белорусского приспособления из прутиков, которая надевается на обувь для движения по болоту: движущейся, постоянно меняющейся поверхности. Гуманистические изменения в управлении, необходимость учитывать все больше человеческих качеств – это способ движения по изменчивой поверхности современного мира. С этой точки зрения ценностному подходу нет альтернативы.

Какие проблемы могут возникать при переходе к управлению по ценностям?

Мы все ещё находимся в переходном периоде, и в этом я вижу основной риск, связанный с управлением по ценностям. Я приведу пример. Когда победили фашизм, первым делом его исключили как идеологию из всех преподаваемых предметов. Но оказалось, что идеология настолько прочно входит в стиль преподавания, в людей, которые преподают, что, преподавая математику, учитель может транслировать старую идеологию.

В этом есть риск: важно не то, какие именно ценности транслируются организацией в лице ее руководителей, а кто именно транслирует, кто именно эти люди. Дело не в предмете, который передается, а в людях, кто передает послание о ценностях. Если меня спрашивают: «Управление по ценностям хорошо для нашей компании?», я смотрю в глаза этому человеку и спрашиваю: «Вы будете внедрять?»

Для меня важно, кто именно транслирует ценности, потому что как любая технология, она может быть использована в манипулятивных целях и вызвать сопротивление персонала. А может ускорить рост организации и предоставить возможность ее членам проявить свои способности в полной мере. Самый лучший прогноз – если передо мной ценностной человек, а не только хороший профессионал.

Как вы можете определить, кто ценностной человек?

Во многом, это интуитивное определение, но об этом можно судить, если выслушать человека. Насколько он категоричен или вероятностен. Насколько он образован, опять же, дело не в количестве дипломов, которые он имеет, а в смысле образования личности. Интересно с ним, насколько субъектен этот человек, обаятелен и многогранен. Это демонстрирует и кабинет человека, и его отношения с сотрудниками. Насколько человечно рабочее место? Вот эта фотография семьи почему здесь? Потому что у шефа тоже есть фотография его семьи на рабочем столе?

Очень важно то, что человек делает исходя из немерканитильных или не из карьерных интересов, насколько развита в этом плане его жизнь.

Те люди, кто мечтают – более ценностные. Мечта – это мое «Я», выходящее за пределы настоящего в будущее. Кто проявляет интерес к своему «Я», будет проявлять искренний интерес к другим, в соответствии с имплицитной теорией личности.

Если я мечтаю, то я думаю, что все люди точно такие же, и для меня будет ударом, если я встречусь с человеком и вдруг обнаружу, что он не мечтает. Он не испытывает затруднений сказать о своей мечте, ее у него просто нет.

Все-таки, почему трудно высказать свою мечту, отключить того внутреннего оценщика, о котором мы говорили?

Мечта она как бы над способностями. Мечтать - это сверхспособность человека. Буратино в интерпретации Толстого мечтал об очаге, который был нарисован на холсте. Так вот для того, чтобы ещё и сказать о своей мечте, надо стать одновременно Буратино и папой Карло. Образы, которые связаны с подвигами Барона Мюнхгаузена, кажутся для человека без мечты полной ерундой, на которую даже не стоит тратить время.

Почему трудно вести дневник? Потому что необходимо вступить в разговор с самим собой. В чем-то себе признаться, что-то принять в себе. Удобней, когда есть кто-то рядом, другой человек, которому ты доверяешь, и все равно может быть нелегко.

Была же прекрасная идея с дневниками в Интернет. Мы в результате вместо дневников получили мозаику, спам: огромное количество фрагментов сознания, оформленное ущербным языком.

Человек не может высказываться, писать без оглядки, без оценки себя со стороны.

Почему в HR-тематике так мало говорят о мечте, как о мотивирующем, двигающем человека «феномене»? Давайте попробуем дать определение, что такое мечта и расскажем о «симптомах», как увидеть, что у человека есть мечта.

В существовании и значимости мечты для человеческой жизни никого убеждать не нужно. Но, сожалению, об этом феномене не так уж много известно. Научная психологическая литература также не балует нас не только соответствующими исследованиями, но и аналитическими рассуждениями на эту тему. Если верить «Психологическому словарю», то мечта в жизни человека выступает как «необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным». Мечта – это, скорее, «герой» художественного миропонимания с оттенком поэтического постижения жизни. Для меня нет никакого сомнения в том, что мечта - это феномен, поскольку, даже не будучи явью, она является человеческому сознанию вполне осязаемо. Причем это феномен, который можно встретить не у каждого человеческого существа в отличие от фантазии, воображения или грез. Последние, по-видимому, выступают как ранняя «закваска» для возможности мечтания в более зрелом возрасте. И этот момент очень важен, поскольку многие мечты вырастают из ранних фантазий и имеют к ним самое непосредственное отношение, даже если они проявляются в странной, а, иногда, и в превращенной форме.

По мнению французского психолога М. Гарсия-Барсо, мечты и бессознательные фантазии находятся на двух противоположных полюсах по отношению к активности человеческого Я: первые соответствуют одобряемому, вторые – неодобряемому желанию. Тогда как грёзы – это фантазии, связанные с желаемым, чаще всего идеализируемым будущим. Мечты от грёз отличаются тем, что они более реалистичны и в большей степени связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Мечта связывает «настоящее» личности с ее «будущим». При этом совсем не обязательно, что это будущее имеет четкие очертания и жесткие границы. Это, скорее, общая интенция и «представление-себя-в будущем», чем ясная картина самого будущего. По сути, это форма самосозидания через самомотивацию. Без мечты, говорил Д. Писарев, невозможно понять, какая движущая сила заставляет человека начинать и доводить до конца изнуряющие и большие по объёму работы в царстве искусства, науки и практической жизни.

О чем мечтают менеджеры по персоналу, по-фрейдистски так хочется спросить.

Еще раз хочу обратить внимание на тот факт, что мечта – это привилегия зрелой личности. Нужно еще завоевать право на мечту. И всерьез быть готовым к тому, чтобы ее сформулировать. Ведь формулировка мечты – это в известной степени «материализация мысли», это «пусковой механизм» для осуществления самореализующегося пророчества. И в этом смысле психоаналитическая проработка мечты – это задача вполне осмысленная, поскольку позволяет проникнуть в «святая святых» личности или, как минимум приоткрыть занавес в действительно желаемое будущее, которого человек не просто хочет, но и будет добиваться. Вспомним Буратино в изложении А.Толстого. Ведь его не случайно манил (расстраивал, интересовал) этот злосчастный очаг, нарисованный в бедном жилище папы Карло. Мечта = это то, что манит и притягивает как магнит. Но энергия «магнетизма» в данном случае находится внутри личности. И если, вдруг, она не может удовлетворительно реализоваться на материале окружающей реальности, то это становится основанием для создания новой, своей реальности. А на это не жалко ни сил, ни времени, ни себя.

Работа с персоналом для многих специалистов в этой сфере может быть хорошей «средой» для реализации мечты. Для кого-то это мечта о дружной семье, для кого-то – о защитной функции по отношению к другим людям. Сегодня эта сфера дает возможность реализовать мечту о режиссуре и дизайне. Важно, чтобы у человека была соответствующая интенция и внутренняя «доминанта».

В каком возрасте дети начинают мечтать? Что этому способствует?

В моем представлении дети (лет до 14-ти) не мечтают, а фантазируют. И начинают они это делать довольно рано. До того, как начинают говорить, но после того, как пойдут. И здесь определяющим фактором является деятельностная составляющая. Чтобы двигаться, нужно ориентироваться. Возможности правильно (успешно) ориентироваться у младенца весьма ограниченны. Чем-то надо преодолевать эти ограничения. И тут на помощь приходит искусственное означение реальности, своеобразное «заполнение пустот» и непонятностей. А вот это – база для развития фантазии. В дальнейшем речь позволяет ребенку фантазировать как бы виртуально, без обязательной необходимости в предметном действии. Но сама возможность фантазировать становится очень увлекательной и может у ребенка превратиться в самоцель. Но это не следует путать с обманом или, хуже того, с ложью. Это первые опыты собственного конструирования реальности. И чем больше у ребенка в раннем возрасте соберется фантазийного материала, тем с большей вероятностью он сможет в зрелом возрасте продуктивно и результативно мечтать. Что этому способствует? Вера родителей в чудеса, в Деда Мороза со Снегурочкой, в Карлсона, который все-таки живет на крыше. В конечном итоге в основе творческого развития ребенка лежит способность его родителей мечтать.

Бывают люди, которые не мечтают? Что сделать с собой, чтобы приобрести способность мечтать?

Думаю, что да. Одни не позволяют себе мечтать, дабы не «спугнуть удачу». Для них принцип реальности важнее, чем новые возможности. «Лучше синица в руках…». Другие опасаются того, что их мечта может не сбыться, поскольку «такова реальность». Что можно сделать с собой? Одним – вернуть себе детское непосредственное отношение к жизни и перестать быть слишком серьезными и уверенными в неизменности (предопределенности) будущего. Другим - прислушаться к Д.И.Писареву, по мнению которого, «…разлад между мечтою и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит в свою мечту, внимательно вглядывается в жизнь, сравнивает свои наблюдения со своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтою и жизнью, тогда все обстоит благополучно». И тем и другим можно посоветовать поверить в себя и для начала совершить что-нибудь давно желанное, но запрещавшееся самому себе с детства.

Что составляет «содержание мечты», почему одни мечтают предметно, другие – мечтают числами (через 20 лет я буду зарабатывать $15 тыс.), третьи мечтают о чем-то неконкретно-приятном?

Для начала напомню о данных опроса, проводившегося по заказу «Юнеско» в конце 1990-х годов среди жителей 70 стран мира. В рамках опроса выяснялось, насколько счастливыми ощущают себя жители этих стран. Судя по полученным результатам, трудно говорить о причинно-следственных связях между субъективным ощущением счастья и тем, что традиционно можно считать характеристикой благополучия людей. Так жители Германии, которые с точки зрения материального благополучия занимают лидирующие позиции в мире, оказались на 68-м месте сразу после бедных болгар и живущих в состоянии войны жителей Эфиопии.

Далее, считаю важным развести понятие мечты и цели. Если обратиться к классическим сюжетам, то можно увидеть, что жизнь Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение «державы золота». Эта цель достигнута («кто знает, сколько горьких воздержаний, обузданных страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных все это стоило?»), но жизнь заканчивается ничем, цель оказалась бессмысленной. Словами «Ужасный век, ужасные сердца!» А.С. Пушкин как бы намекает, что помимо того, что мечта должна быть значимой для человека, ее достижение должно приносить чувство удовлетворения. А оно (это чувство) часто оказывается социально окрашенным, т.е. связанным с другими людьми (прежде всего по тем или иным причинам значимым для субъекта). Проиллюстрируем это сюжетами из современной нам жизни.

Чем можно охарактеризовать пост-советский период нашей жизни? Прежде всего, открытием для большого числа людей реальных возможностей. В чем конкретно они реализовались? Или, какие из легальных видов бизнеса получили необычайное развитие? Конечно, недвижимость, продажа автомобилей и туризм. Люди устремились удовлетворять те потребности и реализовывать те цели, о которых можно было только мечтать (вернее, об этом даже мечтать было нельзя). Однако, разница между мечтой и просто целью может быть вскрыта на уровне жизненных переживаний каждого из нас. Если вы построили прекрасный загородный дом, но кроме вас там больше никого не встретишь, то вы достигли своей цели, но упустили мечту.

Мечта = это не только «мостик» между настоящим и будущим, но и энергия, объединяющая значимых для вас людей в единую общность. Мечту в отличие от цели, по-видимому, следует рассматривать не как индивидуально-психологический феномен, а как явление социально-психологическое. Моя мечта должна быть привлекательной не только мне одному, но и тем, кто мне истинно дорог. Личности, реализующей такую мечту, окружающие могут завидовать только «белой завистью» и с радостью согласятся поучаствовать в ее воплощении в жизнь.

Можно ли управлять мечтой, как в лозунге Тойоты? Есть ли для этого какие-то технологии? Что нужно сделать, чтобы конкретизировать мечту и превратить ее в план действий?

Лучше дать мечте управлять вами. Как это делали великие? Петр Великий, например, мечтал о России как о Великой европейской державе. И дело не только в пресловутом «окне в Европу». Он «железной волей» положил начало процессу, который приобрел необратимый характер. А в чем заключался итоговый результат этого процесса? В создании города, который сможет содержать только цивилизованное и очень богатое государство. В противном случае, он просто разрушится и исчезнет как Карфаген.

Мечта Александра Второго (Освободителя), безусловно, «подогревалась» желанием преодолеть позор Крымской войны (для психоаналитиков особо отметим, что это был позор отца). К моменту своей трагической гибели Александр Николаевич представлял из себя личность, воплотившую свою мечту освобождением Балкан. Одновременно именно Александр Второй может служить блестящим примером того, как можно конкретизировать свою мечту в план действий. Весь этот план прекрасно просматривается сквозь текст табличек, обрамляющих внешние стены здания Храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. И известное всем освобождение крестьян 1861 г. – это лишь один из фрагментов гениального плана.

Не опасно ли для мечты говорить о ней вслух кому-то, писать о ней, формулировать свои мечты в связный текст?

Для большинства людей проговаривание (не важно вслух или про себя), а также письменная формулировка своей мечты или собственных целей - работа сложная, а порой и болезненная. Потому что для этого нужны определенные усилия и окаянство размышлений о самом себе и своем будущем. Удивительно, что многих людей устраивает неопределенность будущего. Это похоже на смущение студента, которому профессор на экзамене предлагает выбрать себе билет. Можно себе представить изумление профессора, который в ответ на свое предложение слышит «пусть уж будет то, что выпадет». Может быть, дело в удивительных особенностях нашей ментальности. Нам проще принять (в варианте справиться) то, что будет, полагаясь на удачу или собственную изобретательность, чем планировать достижение конкретных результатов. Ведь конкретизация мечты - это строительство нашей собственной жизни, за которую только мы в ответе. И если мы даем возможность мечте управлять нами, то мы приобретаем колоссальную энергию действия и целеустремленности. Но беда в том, что для этого нужен сущий пустяк – понимание собственной мечты.

Источник АРБ- Консалтинг

Прочитано 663 раз

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика