??????-100


СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПОДРОСТКИ

Когда родители уже выросших сына или дочери вспоминают «минувшие дни» и самые сложные «битвы» в воспитании, они, чаще всего вспоминают именно подростковый возраст своего ребенка.

Что такое этот мучительный подростковый возраст и зачем он нужен?

Подростковым периодом родителей начинают пугать чуть ли не с момента рождения их ребёнка. Их предостерегают, дают советы, как правильно воспитывать чадо, чтобы такой непростой переходный период не застал врасплох, поддавался контролю и, желательно, полностью, проходил по заранее составленному сценарию.

И действительно, ведь с рядом с таким странным существом, в которое внезапно превращается еще вчера такой милый и смышлёный сын или послушная дочка, родителям приходится совсем непросто.

Подросток – это полу-ребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила.

Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: его телесное, интеллектуальное и личностное развитие – и все виды его деятельности.

Кажется, что на тему подростничества написаны сотни, если не тысячи, научных и не очень книг и статей, и тем не менее, каждая семья вместе со своим ребенком переживает этот период совершенно по-своему, порой чувствуя безграничное одиночество и отчаяние.

При этом мы интуитивно понимаем, что современные подростки трудно сравнимы с подростками прошедшего 20-того века (не говоря уж про век 19-тый!).

И действительно, подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда. Он был выделен в конце XIX — начале XX в. из-за расхождения во времени достижения социальной и половой зрелости и маргинальности позиции подростка между взрослым и детским обществом.

С точки зрения развития и усложнения жизни общества причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту.

Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых оказался необходим еще один возрастной период.

Как известно, чем выше уровень развития общества, тем длиннее период детства, взросления. С одной стороны, уровень жизни общества позволяет последнему долго «содержать» взрослеющих членов общества вне производительной и социальной деятельности под опекой и протекцией взрослых, с другой – жизнь общества стала настолько сложной, что просто «перепрыгнуть» в мир взрослых из мира детства уже невозможно.

Но это же и означает, что подросток как общественное явление меняется вместе с изменением общества. И если анатомо-физиологический аспект его развития не претерпел существенных изменений (рост и созревание – это видовая биологическая программа), то со стороны интеллектуального, нравственного и социального развития произошли кардинальные перемены.

Например, у подростков второй половины 1990-х гг. возникла тенденция — нежелание взрослеть. Вместе с тем, хрестоматийно в 20-м веке подростковый возраст трактовался именно как период автономизации от родителей и семьи, стремления уйти во взрослость, как возраст протеста и бунта.

И сегодня нередко подростки не хотят эмоционально выходить за пределы семьи, не стремятся к автономии, что совершенно непохоже на поколение подростков 1960-х гг.

Таким образом, период детства «растет вверх», удлиняется вместе с ростом уровня жизни общества, развитием, усложнением и изменением системы социальных связей между людьми.

Пространства взросления современного подростка включают в себя меняющиеся и новые связи внутри жизни детей и взрослых. В этих пространствах мало примеров, проторенных путей, ограничений, и есть большая возможность построения жизни по собственным представлениям.

Иными словами, современные подростки физически растут также как их сверстники минувшего 20 века, а вот развиваются совсем по-другому.

Современная семья и подростковый кризис. Кто переживает его сильнее – сам подросток или его родители?

Конечно, первым и основным пространством взросления является семья. И это, к счастью, не изменилось! Но посмотрите, как многообразна современная семья, и как она отличается по сравнению, хотя бы с серединой 20-го века.

Тогда наиболее распространенной была нуклеарная (ядерная) семья, в которую входили только супруги и их кровные дети. Она была достаточно закрытой системой с устойчивыми и ясными границами между личным и публичным, местом жительства и местом работы, ребенком и взрослым. В такой семье не было чужих людей. Она обеспечивала социальный контроль и образцы отношений, чувство защищенности, заботу, уход, регулярность связей с родителями, приобретение опыта семейности.

Воспитание детей было безусловной ценностью для семьи. В частности, дети в конкуренции с работой матери или отца всегда стояли на первом месте.

Современная семья перестала быть закрытой системой и теперь, напротив, предоставляет большие возможности родителям. Для ухода за детьми в ней полно посторонних людей – платных профессионалов, начиная с няни и заканчивая постоянным потоком репетиторов. Родители имеют неограниченную возможность строить свою карьеру, получать очередное образование и профессию, не длить неудачный брак, жить с сегодняшним партнером. В современной семье растут рядом не просто кровные братья и сестры (сиблинги), но и дети от разных браков, часто не имеющие общих родителей. Но взросление и существование в условиях неопределенных правил, прозрачных границ является гораздо более трудной задачей и для родителей, и для детей.

Оглядываясь на свое собственное окружение, мы легко обнаружим в нем все современные тенденции изменения семьи - уменьшение ее состава, рост числа одиноких матерей, повышение возраста появления первого ребенка, однополые семьи, супружеские пары с несколькими разводами с предыдущими партнерами в «анамнезе». К этому следует добавить и современное стремление совместить материнство с полной профессиональной занятостью.

Хотя все эти явления отражают изменения жизни общества, по отношению к членам современной семьи они приводят серьезному психологическому последствию - размыванию семейных ролей, неумению определить, какая из них главная, а какая стоит на втором или третьем месте, кто и за что несет ответственность в семье, с кем выстраивать просто дружеские отношения, а с кем по-настоящему ролевые родственные.

Особенно тяжело приходится женщине – в любой роли ей нужно быть успешной, иначе семья станет постоянным источником конфликтов и потихоньку начнет разваливаться.

Конечно, многообразие семейных отношений встречалось и раньше, но не было столь устойчивым и распространенным. Современная семья бесконечно меняется, трансформируется, ни одно ее состояние не является окончательным. Поэтому ее нередко называют – сетевая, матричная, гостевая и даже семья пэтчворк (от patchwork – техника лоскутного шитья). Она расширяет числа образов семьи, сопровождающееся размыванием идеала семьи.

В семьях с двумя работающими родителями сокращается время, проводимое с детьми, интересы детей в лучшем случае стоят на одном уровне с интересами взрослых (карьерными и личными), в худшем – ими пренебрегают в пользу интересов взрослых. Это приводит к снижению возраста обретения самостоятельности, по крайней мере внешне.

Современные родители и современные подростки

Современная семья достаточно жестко ориентирована на ценности успеха и высоких достижений. И современными родителям движет, ощущение, что воспитание детей – это гонка за их будущим успехом.

Современный ребенок – это ребенок, которого постоянно торопят, он растет слишком быстро и слишком рано.

И вот в этой современной семье один из ее детей вступает в период подростничества, который традиционно называют подростковым кризисом.

Это период ломки, резкой смены всей системы переживаний ребенка, ее структуры и содержания. У него складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимающиеся и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.

Конечно, и самому подростку приходится нелегко. Но тяжелее всех переживают подростковый кризис сына или дочери именно матери. Будущий успех собственного подростка кажется теперь невозможным и недостижимым. Кажется, что все прежние усилия были напрасными, настоящее ужасает, а будущее только пугает.

Растущая ценность знания и доверия к нему в информационном обществе заставляет мать обращаться за помощью к экспертному мнению – в психологическую консультацию, на форум родителей подростков, в социальную сеть, а затем делать выбор между конкурирующими моделями.

Прочитано 1326 раз

Поделиться с друзьями:

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика