Топ-100


Вторник, 18 июля 2017 13:32

В одной руке – синица, в другой – журавль

Беседа с Марией Хайнц, автором метода позитивного тайм-менеджмента, писателем, преподавателем курса «Позитивная психология» в рамках Института практической психологии НИУ ВШЭ

- Мария, что для Вас счастье?

- Для меня главное понимать и осознавать, какие сферы жизни являются самыми важными для моего счастья и чувствовать себя в этих сферах счастливой. Никакого секрета нет, для большинства людей эти сферы примерно одинаковые: работа, иначе говоря самореализация; это семья, можно отдельно выделить детей, супруга/супругу, родственников; и третьей сферой является счастливое здоровое тело, полное энергии. Данные сферы являются приоритетными, в течение года я могу выделить какие-то дополнительные сферы, например, общение с друзьями играет для меня также большую роль, путешествия, но все же почти что все сконцентрировано вокруг этих сфер. Счастье для меня означает быть счастливой именно в данных сферах.

- Как данные сферы соотносятся между собой? Какая выступает более приоритетной по сравнению с другими сферами?

- В течение года и даже в течение дня стоит уделять внимание и время этим трем сферам. Я стараюсь не ставить что-то на первое место, я понимаю, что эти три сферы в их единстве важны для меня. Иногда в зависимости от сложившихся обстоятельств стоит отдать предпочтение на какое-то время одной из сфер, в дальнейшем необходимо компенсировать данное время, уделить внимание и другим сферам.

- Как Вы соотносите такие понятия как счастье и успех?

- Обычно успех связан с материальными достижениями, когда получается ставить цели и достигать их. А счастье - это уже то, что ты чувствуешь от этого. Нередко так бывает, что мы стремимся к чему-то, что-то нас вдохновляет, мы достигаем намеченного, но после наступает спад, некая депрессия. Это обусловлено физиологически, так работают наши гормоны или правильнее говорить, нейротрансмиттеры, в частности, дофамин С тех пор, как я узнала это, я ставлю цели, но знаю главное в счастье – это процесс. Физиологически мы ощущаем счастье на пике какого-то достижения, но это очень быстро уходит, поэтому выгоднее научиться быть счастливым в процессе достижения . Например, обучение: мы хотим получить диплом, какую-то профессию, но обучение в среднем длится пять лет. Мы идем к поставленной цели в течение пяти лет, напрягаемся, сдаем экзамены. И получается, что если не научиться быть счастливыми во время этого пути, будет только один счастливый миг - получение диплома. Пять лет ради одного мига – оно того не стоит. Гораздо приятнее быть пять лет счастливым, а на десерт – очень счастливым. Это не только приятно, но и выгодно. Если нам нравится учиться, то и диплом мы получим с большей вероятностью. Мы более эффективны и успешны в тех делах, которые нам нравятся, которые мы любим или научились любить. На этом и основано утверждение о том, что успех и счастье идут рука об руку. На данный момент позитивная психология подтверждает тот факт, счастливые люди более успешны, успешные люди более счастливые.

- Какова позиция самого человека в «получении счастья». Как соотносятся та активность, та сила, которые человек вкладывает в достижение счастья и элемент удачи, везения?

- Существуют внешние факторы, их можно назвать везением. Как говорил Дональд Трамп, нет лучшей возможности сделать карьеру, как родиться в правильной семье. Но и в “благополучной” семье можно вырасти бездельником, несчастливым человеком, а есть люди, которые и в самых скромных обстоятельствах не теряют радости жизни. Всегда есть внешние обстоятельства. Весь вопрос в том, как мы их используем.

В позитивной психологии есть некая статистика о том, что такие внешние факторы как где ты родился, в какой семье ты родился, в какой стране, играют не столь большую роль в развитии человека и определяют его счастье. Внешние факторы составляют около 10%. Примерно 50% составляют генетические факторы, которые мы получили от наших родителей. Но это не означает, что всё предопределено. На сегодняшний момент существуют исследования, посвященные тому, что генетические факторы проявляются в определенных условиях, а некоторые генетически переданные особенности можно нивелировать и адаптировать под нашу итоговую цель. Около 40% составляют наши собственные усилия, действия. Я думаю, что эти 40%, которые составляют собственные усилия, влияют на 50%, которые составляют генетически переданные особенности. Иначе говоря, очень большую роль играет то, что мы сами делаем, как мы используем то, что нам дано. По статистике люди, которые берут ответственность за свою жизнь в свои руки, являются более счастливыми. Важно, чтобы человек врал в руки ответственность и за свое счастье тоже.

На данный момент существует большое количество исследований, в рамках которых анализировалась судьба людей, выигравших в лотерею достаточно большую сумму денег. Как оказалось, что первоначально происходит очень сильный подъем, а примерно через полгода все возвращается круги своя – к тому уровню счастья, на котором они жили до выигрыша. Данные исследования говорят о том, что у нас есть определенный уровень, который мы поддерживаем вне зависимости от внешних обстоятельств. Самые последние исследования по теме выигрышей показывают, что деньги усиливают особенности характера человека: если он был разумным, то он разумно эти деньги и использует; если он был счастливым, то становится еще счастливее; если же, например, человек был алкоголиком, плохо общался с другими людьми, то все эти особенности усиливались, и его жизнь шла под откос, многие из них уже через год становились банкротами или даже погибали. То, что мы делаем с обстоятельствами, и определяет, насколько мы будем счастливыми в будущем.

- Мария, что такое позитивная психология для Вас?

- Я люблю краткие определения. Мне нравится определение, которое отражено на сайте Международной ассоциации позитивной психологии. Позитивная психология - это наука о том, что помогает людям и их объединениям процветать. Большое значение имеет именно слово «процветать». В данном контексте не используются слова «счастье», «благополучие» («wellbeing»), а именно «процветание». Это связано с тем, что на пути процветания мы не всегда испытываем только позитивные эмоции, счастье. Негативные эмоции имеют в себе большую силу и ценность, они позволяют нам понять и осознать порой именно то, чего не хватает для процветания. Да и оптимизм тоже не всегда уместен. Например, в профессии пилота, диспетчера, врача. Это именно те профессии, когда необходимо быть предельно внимательными, нельзя быть все время позитивно настроенными, и, не оглядываясь на обстоятельства, думать и говорить, что всё будет хорошо.

Многие путают позитивную психологию с позитивным мышлением. Позитивное мышление как раз настроено на то, чтобы думать, будто всё будет и есть хорошо, но тем самым человек нередко уходит от реальности. Позитивная же психология не отрицает негативных эмоций, она лишь пытается помочь человеку прийти к тому балансу эмоций, которые для него являются наилучшим для его процветания. Мы становимся гораздо успешнее, если мы умеем правильно использовать любые наши состояния: негативные, нейтральные, позитивные. На этом основывается эмоциональный интеллект – очень популярная на сегодня тема позитивной психологии.

И всё же искреннее стремление к позитивным эмоциям, обучение более позитивному мышлению себя оправдывает. Можно привести достаточно яркую иллюстрацию - исследование письменных автобиографий монахинь. В 30-е годы прошлого века настоятельница монастыря сообщила всем монахиням о том, что им нужно составить краткую автобиографию их жизни. Впоследствии они были изучены учеными. Оказалось, что гораздо больше шансов дожить до 90 лет было у тех монахинь, которые использовали больше позитивных слов при описании собственной жизни.

Аналогичные исследования проводились касательно здоровья. Оказалось, что более позитивные люди реже заболевают, а если и заболевают, то быстрее выздоравливают. Существуют исследования, которые показывают, что, в среднем, позитивные, счастливые люди больше зарабатывают, более успешны в карьере, создают более крепкие браки. Это не значит, что таких же успехов не могут добиться и негативные люди, но в среднем, как правило, всё же позитивные более успешны.

- Как Вы думаете, почему позитивная психология приобретает все большую популярность?

- Начнем с того, что быть счастливым - это приятно. Например, если мы идем на день рождение, или в семье появляется ребенок, то мы всегда желаем одного - счастья. Конечно, под счастьем мы можем понимать разное, однако данное ощущение, чувство нам знакомо: каждому человеку хочется ощущать себя хорошо.

Раньше считалось, что достаточно приобрести хорошую работу, устроить семью, приобрести жилье, и тогда ты станешь счастливым человеком, но, по статистике, за последние полсотни лет материальный уровень людей увеличился на порядок, а уровень счастья ему не следует. Дэниел Гилберт, профессор из Гарварда, один из самых известных специалистов в позитивной психологии, так и сказал, что позитивная психология возникла, потому что появилась большая прослойка людей, которые поняли, что одними деньгами счастлив не будешь. К ним относились и ученые, профессора психологии. Мартин Селигман, Тал Бен-Шахар, Барбара Фредриксон, другие психологи – все они, в первую очередь, хотели разобраться в себе, для себя, а потом поняли, что это нужно и другим людям тоже. Сегодня данное направление начинает проникать в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес, касательно развития и процветания организации. Например, такие организации как Google, Facebook активно используют технологии позитивной психологии, что позволяет поддерживать креативные способности их работников на пике. Книга «Позитивная организация» Р. Куинна вошла в список книг Германа Грефа, которые он рекомендует своим сотрудникам для прочтения. Эти факты показывают, что быть счастливым не только приятно, но еще и выгодно.

- Мария, давайте перейдем к обсуждению курса «Позитивная психология» в рамках Института практической психологии. В чем уникальность данного курса?

- В России это будет первая образовательная программа по так называемой новой позитивной психологии. Существовавшие до сих пор программы по позитивной психологии в русскоязычном пространстве, по большей части, связаны с позитивной психотерапией и именем Н.Пезешкиана. Наша программа основана на исследованиях таких специалистов, как с такими именами как Мартин Селигаман, Барбара Фредриксон,  Михай Чиксентмихайи, Эд Динер, Д.Леонтьев и других современных исследователей. В мире на сегодня существует 12 магистерских программ по позитивной психологии, много курсов, но в России до сегодняшнего дня таких программ еще не было. Уникальность курса в Институте практической психологии состоит в том, что это первый курс в России, где преподаются все её основные направления: диагностика в позитивной психологии, интервенции, позитивная психология на работе, позитивная коммуникация, позитивное родительство, позитивное супружество.

- Какова миссия данного курса, на Ваш взгляд?

- В первую очередь, познакомиться со всем ключевыми методиками, которые использует позитивная психология. И вторая, но не менее важная цель научиться быть счастливым самому. Если человек хочет учить других быть счастливым, то в первую очередь необходимо узнать все методики, прочувствовать их на себе, повысить свой уровень счастья. В данном случае такой опыт человек может передавать уже другим.

- В разговоре Вы упомянули о том, что будут затронуты различные сферы жизнедеятельности: и семейная, и профессиональная, и другие. Хотелось бы уточнить, какова структура курса?

- У нас планируются три модуля. Первый модуль - это введение в позитивную психологию, где мы будем изучать, что такое позитивная психология; какие тенденции развития данного направления существуют за рубежом и в России; какие центры позитивной психологии существуют в мире и чем они занимаются. Второй модуль будет посвящен интервенциям, тому как и где применяется позитивная психология. В рамках второго модуля мы рассмотрим, какие конструкты используются в позитивной психологии: например, что такое позитивные эмоции, а также негативные и как ими можно управлять (эмоциональный интеллект); или что такое позитивные установки такие как оптимизм, жизнестойкость; как такие установки помогают людям в жизни идти вперед, быть более успешными. Поговорим о теме «потока», которую разивает Михай Чиксентмихайи. Кроме того, мы будем подробно заниматься осознанностью, данная тема очень популярна, она связана с восточными философскими течениями и сегодня активно применяется в позитивной психологии и даже клинической психотерапии(к примеру, mindfulness based stress reduction therapy – терапия по снижению уровня стресса, основанная на осознанности) Третий модуль курса будет посвящен трем сферам. Первая - позитивная психология на работе и позитивное лидерство. В рамках данной сферы мы будем изучать техники, которые можно применять на работе, чтобы лучше себя чувствовать и за счет этого быть более продуктивными и эффективными. Вторая сфера будет связана с позитивной коммуникацией. Третья - с позитивным родительством и позитивным супружеством. Данные темы популярны и востребованы, потому что почти каждый человек может применить их в своей жизни.

- Мария, хотелось бы затронуть с Вами тему позитивного тайм-менеджмента. Как мне кажется, данная сфера интересует многих: как всё успевать и оставаться при этом счастливым, а не уставшим?

- Могу рассказать небольшую предысторию о том, как я пришла к позитивному тайм-менеджменту. Я достаточно давно уже интересуюсь и занимаюсь классическим тайм-менеджментом. По моей первой профессии я юрист - кандидат юридических наук и до 30 лет строила карьеру в Москве. На работе мне было необходимо применять техники тайм-менеджмента. В 30 лет я осознанно оставила данную профессию на время: мне захотелось попробовать что-то другое, я переехала в Германию к своему мужу, у нас появился первый ребенок (сейчас их двое). По привычке, я применяла техники тайм-менеджмента в семье, чтобы успевать заниматься саморазвитием и писать книги. Получалось, что успевать я успевала многое, но ощущение счастья не прибавлялось. Я задала себе вопрос, почему так происходит? В принципе, я организованный человек, и тайм-менеджмент призван для того, что бы все успевать, чтобы жизнь становилась лучше. Однако улучшения качества жизни не происходило. Таким образом, я пришла к выводу о том, что может быть необходим особый вид тайм-менеджмента: семейный или для мам. Я даже написала книгу о тайм-менеджменте для молодых мам. Книгу издали, она стала популярной. Однако же это опять не прибавило мне счастья - такой вид тайм-менеджмента прибавлял эффективности, помогал снять лишнее напряжение, избавиться от ненужных негативных эмоций, но не прибавлял глубокого удовлетворения от жизни, от каждого её момента. Именно тогда я заинтересовалась позитивной психологией, завела блог, чтобы разобраться с этой темой. Сам тайм-менеджмент - это очень действенный метод, где есть структура и высокая эффективность; но когда хочется ощущение счастья– здесь нужно добавлять другие методики - из позитивной психологии. Однажды вечером мне пришла в голову идея, чтобы объединить тайм-менеджмент и позитивную психологию, в итоге получился позитивный тайм-менеджмент.

Чем отличается данный метод отличается от обычного тайм-менеджмента? Своим фокусом внимания: если обычный тайм-менеджмент фокусируется на повышении эффективности, на возможности успеть сделать все запланированные дела ; то позитивный тайм-менеджмент говорит о том, что главное - успевать быть счастливым, необходимо успеть сделать то, что в разрезе всей жизни делает нас счастливым. Не стоит здесь путать счастье и удовольствие. Удовольствие - это кратковременный момент: посмотреть что-то веселое в телефоне, съесть что-то сладенькое. Удовольствие дает нам то, что нам хочется, но не обязательно делает нас счастливыми. Например, если есть много сладкого, то можно растолстеть, и это сделает нас несчастливыми.

В позитивном тайм-менеджменте выделяются две большие сферы. Первая сфера: как быть счастливым в долгосрочной перспективе; как правильно определять сферы жизни, которые являются самыми главного для оценки нашей жизни в целом как счастливой. Вторая сфера касается того, чтобы уметь быть счастливым в конкретных сферах каждый день: необходимо выделять время на это каждый день, уметь проводить это время так, чтобы действительно чувствовать себя счастливым.

Существуют тонкости, которые помогают нам больше чувствовать, замечать счастливые моменты. Например, ученые установили, что для оценки нашего дня как счастливого или несчастливого самую важную роль играет его конец и пик дня. То есть должен быть какой-то особенный момент и „happy end“ (счастливый конец)В позитивном семейном тайм-менеджменте я советую вводить такой семейный ритуал, когда мы вечером выделяем время на такой «happy end». Для этого должно быть минимум организации, а максимум внимания и расслабленности. Это значит – спрятать телефон куда-нибудь подальше и направить всё внимание на детей. Полежать вместе в кровати, почитать, сохраняя осознанность на том, что «я сейчас нахожусь с любимыми детьми, и я не просто знаю, что это большое счастье, я чувствую это – прямо сейчас». Вся проблема чувств, а счастье - это чувство, состоит в том, что когда мы занимаемся организацией чего-то, мы думаем, а когда мы думаем, мы не можем концентрироваться на чувстве. Чтобы почувствовать что-то, нам необходимо переключиться с модуса «я думаю» на модус «я чувствую».

Негативные эмоции или очень сильные позитивные автоматически перетягивают на себя наше внимание, с менее сильными эмоциями по-другому – к ним нужно уметь прислушиваться, их можно также создавать самостоятельно. Это определенные внутренние стратегии, навыки, которым можно научиться достаточно легко.

Для тех, кто работает, позитивный тайм-менеджмент также предлагает свои методики. Я знаю, что многие люди уже на стадии планирования могут заполнить свой день так плотно, что даже когда уже думаешь об этом дне, то становится неприятно. Необходимо стремиться к тому, чтобы отказываться от несущественного, успевать сделать самое важное, сделать это хорошо, тогда удовольствие придет само собой. Важно мысленно отметить это чувство, не пропустить. Тогда на следующий день наш организм не будет противиться работе, он очень хорошо запоминает то, что мы ощущаем по поводу того или иного дела, а эти ощущения впоследствии управляют тем, чего мы хотим или не хотим.

Для осознанных моментов удовольствия, для позитивных моментов необходимо совсем немного времени, просто важно уметь переключать внимание. Например, по окончании рабочего дня, советую подумать о трех вещах, которые удалось сделать. Это повышает желание ходить на работу, уровень удовлетворенности работой; потому что чаще у нас в голове вертится то, что мы не успели сделать или сделали не так, как нужно.

- Мария, у меня завершающий вопрос. Согласны ли Вы с такой известной поговоркой «лучше синица в руках, чем журавль в небе»?

- Я считаю, что всегда нужно держать в руках «синицу», но при этом никогда не упускать из виду «журавля», ту мечту, те желания, которые нам хочется реализовать. Если Вы чего-то хотите, то первоначально необходимо подумать, действительно ли Вы этого хотите, или это общество (родители, друзья, реклама) навязало Вам эти желания? Необходимо научиться выбирать свои желания, чтобы «журавлей в небе» не было слишком много. Если есть один журавль, то это хорошо, Вы за ним идете, стремитесь реализовать мечту. Но современное общество навязывает нам столько «журавлей», что пока пытаешься их поймать, тем временем ещё и «синицу» из рук выпустишь. В одной руке – синица, в другой – журавль.

Записывайтесь на курс «Позитивная психология», который стартует 1 октября 2017 года.
Специально для того, чтобы понять насколько Вам интересна эта программа мы запланировали на 2 августа День открытых дверей!!! Ждем Вас!

На все вопросы оперативно ответим, пишите – Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Прочитано 1048 раз

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика