Пино Роберт. Корпоративное айкидо /Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Питер, 2001. — 224 с.: т. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Книга состоит из 4-х частей:

  • что такое айкидо? И применение данной техники в сфере бизнеса: победа без борьбы.

  • разработка стратегии, и ее осуществление,

  • внутренняя «сила» компании (корпоративной культуре в широком смысле этого слова), ее важность.

  • направление движения организации.

 

Что мне показалось очень интересным и полезным, книга заканчивается списком рекомендуемой литературы.

По своему содержанию «Корпоративное айкидо» целостная книга, мысли автора плавно перетекают от одной к другой и логически вытекают из предыдущих, поэтому сложно выделить одну из важных или наиболее интересных глав. В первой главе идет подача основных тезисов книги, поэтому опишу более подробно ее.

 

В начале книги автор говор пишет: « Способны ли вы так организовать движение вашей компании к поставленным целям, чтобы ее ресурсы и способности использовались наиболее эффективно? Способна ли ваша организация пойти дальше? Как перехватить удачу у конкурентов?» Далее автор описывает стандартно-принятый на данный момент способы и технику «найди слабое место и ударь посильнее». Затем автор на примере дилеммы узника показывает, что это проигрышная стратегия, лучше выбрать вариант «победа без борьбы». Основанная на принципах айкидо стратегия предполагает совершенно другой стиль взаимодействия с конкурентом. « Приемы айкидо направлены на нейтрализацию, разоружение и установление контроля над соперником». Мы ищем его сильные стороны и нейтрализуем их, управляем ими и за счет этого растет наша прибыль, и вполне возможно, что прибыль конкурентов падает на очень маленький процент или не падает вовсе. В качестве примера Роберт описывает игру в теннис. Мы знаем, что у нашего оппонента левая рука слабая, но если мы будем все время бить на левую сторону, мы его натренируем, и когда-нибудь он нам точно отобьет. («не надо тренировать левую руку»). А вот на правую можно бить, только например, попробовать подать чуть ближе или чуть дальше. В такой позиции мы управляем ситуацией, учитывая сильные и слабые стороны соперника. («Не надо побеждать, надо учитывая их сильные стороны управлять!»)

Автор пишет, что «стратегия компании предполагает действия, направленные на развитие, интеграцию и использование основных ресурсов компании - ее активов, навыков, компетенций». Это очень важное замечание, так как компании очень часто забывают о своих ресурсах и многие моменты упускают, например, могут упустить ниши, которые они могли бы занять, но не заняли. Фокус должен быть сосредоточен на всем рынке сразу, чтобы, зная свои ресурсы, можно было в нужный момент выстрелить: (Позитивным примером может стать освоение ниши «легких» мотоциклов компанией Honda, в то время как абсолютный лидер по продаже мотоциклов HarleyDavidsonне смотрит на свои ресурсы и не занимает данную нишу). Так как ресурсы компании – это в первую очередь люди, которые в ней работают, автор пишет о важности обращения внимания на персонал, о важности обучения менеджеров. Автор пишет о том, что важно знать историю компании, по ней можно проследить как она развивались, посмотреть, как предлагается действовать в той или иной ситуации и отследить, что получилось, а что не получилось. Но об этом более подробно в 3 главе о внутренней силе компании.

 

Многие традиционные модели менеджмента говорят о том, что самой важной составляющей на рынке является цена – «В ней вся сила компании». Но цена позволяют выиграть здесь и сейчас, но в итоге компания проигрывает в долгосрочной войне. Принцип айкидо поэтому говорит о том что надо стремится к цене, которая будет удовлетворять покупателя, она должна стремится к уменьшению, так как «меньше цены, больше развития», потому что падение должно происходить за счет внедрения новых технологий, новых материалов, но никогда в ущерб качеству. Как гласит восточная мудрость: «Самый главный человек – человек напротив тебя», а напротив компании всегда клиент, поэтому обманывать его не надо, надо уважать его выбор, ведь он выбрал вас.

 

Далее автор говорит о том, что стратегия должна быть всегда, и она должна быть долгосрочная. При составлении стратегии должны быть планы запасных вариантов действия в неожиданной ситуации, которые оцениваются так: насколько дает нам рост, насколько полезно нашим потребителям, посредникам и нейтрализует ли это сильные стороны противника. Предвидим удары конкурентов, экономим деньги и время, сохраняем клиентов.

 

Важно, чтобы стратегия захватывала весь бизнес процесс, поэтому автор затрагивает вопрос сбыта: надо обязательно рассчитывать логистику, потому что можно много чего интересного придумать, а потом все сломать о момент доставки услуги или товара. Автор предлагает объединяться с посредниками или самим организовывать процесс доставки. (отличный пример позитивного решения этого вопроса – компания DellComputer, которая применила прямой маркетинг и ответ от компании Compaq – «везде, где покупатель захочет приобрести» ).«Ничего нового и сверхъестественного, но об этом нельзя забывать!»

 

Автор также пишет о важности учета обеих сторон, связанных с продуктом: функциональная и эмоциональная. Функциональная понятна – продукт должен быть качественным, но бренд должен вызывать позитивный отклик у человека. Автор говорит о важности первого впечатления и о том, что продукт должен давать не только результат (утолил жажду или аппетит), но еще и создавать позитивные состояния.

 

Предыдущий пункт во многом зависит от миссии компании, исходя из которых, команда менеджеров должна принимать решения. Миссия как ключевая стратегия компании, как то, к чему она идет и ради чего создавалась. При чем эта миссия может корректироваться, могут формулироваться подцели и т.д. В обсуждении и создании этого направления движения принимают участие не только топы, все организация должна быть задействована, подключаем все ресурсы, которые не должны стоять на месте. Автор останавливается на этом подробнее в следующей главе, где он указывает на один из основных принципов айкидо: «Нужно стремиться к постоянному совершенствованию и искать новые возможности».

 

Автор пишет о том, что в кризисных ситуациях самым лучшим решением будут действия согласно описанным принципам айкидо, так как они позволят учитывая общее стремление, ресурсы компании, продуманную стратегию, которая затрагивает все бизнес-процессы и, учитывая, что мы, скорее всего, были готовы к данной ситуации, так как продумывали большинство возможных проблем, и у нас есть отличный план действий, который позволяет попутно нейтрализовать сильные стороны соперника и как можно больше дать нашему клиенту, из кризиса мы выйдем усовершенствованными и продвинемся к лидерству на рынке.

 

Данная книга может быть полезна студентам изучающим менеджмент с точки зрения всех научных дисциплин. Эта книга интересно преподносит основные принципы айкидо, перенесенные на сферу бизнеса, но можно это легко перенести и просто в жизненные ситуации, поэтому она может быть интересна и полезна людям для саморазвития. Ее стоит прочитать начинающему менеджеру, так как книга обозначает многие важные опорные точки, на которые стоит обратить внимание. Так как книга написана в 2000 годы, то на нее интересно взглянуть и с точки зрения того, как развивается представление о менеджменте, что из предложенных возможностей сработало и имело успех.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите вашу фамилию*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×