"Камешки на ладошке"

Узбекский чай

Наверное, с каждым из нас случается такое. Сидишь за компьютером не первый час и понимаешь, что еще многое предстоит сделать. Надо бы переключиться, чтобы отдохнуть, но боишься, что возврат в творческий поток может не случиться. Подожди, ну письма-то можно посмотреть? Может, там что-нибудь важное и нужно немедленно ответить. Глядишь и переключишься, и отдохнешь. Так и делаю. На этот раз письмо от неизвестного адресата. Открывать или отложить на завтра (хотя по часам уже завтра наступило). Эх! Была не была, давай откроем. Вдруг что-то интересное. Читаю:

«Здравствуйте, уважаемый Базаров Тахир Юсупович. Я, Валентин Баюканский, журналист из Липецка, автор двух книг: "Англичане о чае" и "Мусульмане о чае. И не только". Первая книга находится в библиотеке королевы Великобритании Елизаветы II, вторая должна в скором времени выйти в питерском издательстве "Азбука". В этой книге люди разных национальностей, живущие на разных территориях (Башкортостан, Татарстан, Дагестан), и в разных странах (8 стран Средней Азии и Ближнего Востока) рассказывают о том, какое место в их жизни занимает чай. Делятся с читателями своими чайными пристрастиями и размышлениями, через которые читатель узнает о мировоззрении и жизни разных мусульманских народов. Сейчас заканчивается редакторская правка, и хотелось бы добавить узбекский раздел вашим рассказом. В связи с этим, прошу на безвозмездной основе ответить на пару вопросов для раздела "Пиала идет по кругу". Там есть глава и об узбекском чаепитии. Хотя вы живете в Москве, но тем не менее, надеюсь, что традиции вашего народа вы знаете и может быть соблюдаете».

Прямо скажем, неожиданное предложение. Но что-то в нем «зацепило». Руки сами потянулись к клавиатуре. И вот что получилось.

Чай для узбека – это неотъемлемая часть его жизни. Это неотъемлемый атрибут трапезы и общения. Подумайте, какая трапеза без общения? И какое общение без чая? В исторически срежиссированной культуре узбекского застолья чай – это пролог и эпилог, это одновременно аперитив и дижестив. Именно чай – прекрасное начало и самое достойное завершение любой трапезы. Скажем больше – он и сам может быть основной частью трапезы. Но и это еще не все. Чаепитие, как церемония, это еще и важный институт социализации любого узбека. Через чай, например, воспитывают уважение к гостю. Когда европейцы удивляются тому, что пиалу наполняют чаем в лучшем случае наполовину (а не «до краев»), то рациональных объяснений этому предложено много: чтобы не было слишком горячо брать пиалу, чтобы чай быстрее остыл и т.д. В наполнении пиалы «с уважением» объяснение простое – чтобы можно было чаще демонстрировать гостю внимание хозяина. Для этого нужно быть наблюдательным и постоянно следить за действиями гостя. Это самое главное качество, позволяющее вовремя подлить свежего чаю в его пиалу. А чего стоит ритуал «кайтар», получивший в русском языке название «поженить»! Это, когда трижды во вновь заваренный чайник опрокидывается пиала по принципу «туда-сюда».

Узбеки каждый возврат свежего напитка в чайник называют особо. После первого раза мы получаем – «лой», т.е. глину. После второго – «мой», т.е. масло. И только после третьего раза – «чой», т.е. чай. И дело здесь не только в рифмованности действий. Эти движения, безусловно, несут известную психотерапевтическую функцию. Человек переключается от прежней (предшествующей) ситуации к ритуалу чаепития. Благодаря этому настраивается его пищеварительная система, и организм готовится к приему пищи. А сам человек открывается общению в позитивной манере. Создается атмосфера эмоционального комфорта и вхождения в иное душевное состояние. Я бы назвал это состояние философским, несуетливым и органичным человеческой натуре. Мне неоднократно приходилось замечать, как управление чайной церемонией делает человека зрелым и богатым. Потому что наливающий чай делает это так, будто делится с другими огромным богатством. Обычно люди делают это неторопливо и с достоинством, как если бы угощали гостей роскошным коньяком или кальвадосом.

Мое детство прошло на щедрой земле древнего Хорезма, где испокон века всем напиткам предпочитали зеленый (КОК) чай. Мой школьный друг Сережа Кузнецов однажды пригласил меня в чайхану. Мы тогда учились в 5 классе. И я должен вам сказать, что мы были не в том возрасте, когда дети самостоятельно посещают это благословенное место. Но он так серьезно меня пригласил, что все мои сомнения в миг улетучились. Мы расположились на высоком помосте в окружении ковров и атласных подушек. Чайханщик принес нам несколько чайников и пиалы. Меня поразило, что отношение к нам было абсолютно взрослым. Я, подражая Сереже, устроился вальяжно за низким столиком и с удовольствием пил горячий зеленый чай. За оживленной беседой я и не заметил, как мы осушили несколько чайников, которые любезный чайханщик своевременно нам менял... И лишь спустя много лет я понял, что эту «игру в чайхану» придумала и срежиссировала Сережина мама. В этой самой чайхане был «открыт счет» на все чайные церемонии, которые Сереже хотелось бы осуществить. Ей было нужно, чтобы сын пил как можно больше зеленого чая, который был полезен в связи с его болезнью почек. Вот уж, действительно, чай – это не просто напиток, а целый образ жизни!

Прочитано 555 раз

Поделиться с друзьями:

Вернуться в раздел: Камешки на ладошке