Топ-100
Тесты


Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) (Л.Н. Собчик)

Проективная методика исследования личности, предназначенная для изучения: поведения индивида в ситуации фрустрации; реакций страха, тревоги, агрессии. Данный тест продолжает «традиции» изучения фрустрации как психологического феномена, заложенные С.Розенцвейгом.

Стимульный материал представлен различными гипотетическими ситуациями, на которые испытуемому необходимо дать ответы в свободной форме. Круг фрустрирующих ситуаций затрагивает такие области межличностного взаимодействия как отношения со значимыми близкими людьми (отец, мать, жена, муж, дочь, сын), а также сферу делового взаимодействия и бытового общения.

В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор в первую очередь исходил из следующих посылок:

1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.

2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.

3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования, по мнению автора, оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?) но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.

Разработана достаточно подробная интерпретационная схема, позволяющая проводить качественно-количественный анализ полученных результатов.

Практическое применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.

Стимульный материал.

Что бы я сказал(а) и что бы при этом почувствовал(а), если бы"...

 

1. Мой отец сказал мне:
а/ Ну и дурацкая у тебя прическа!
b/ Ты совсем не следишь за своим здоровьем!
c/ До чего же у тебя противный характер!
d/ Неужели нельзя зарабатывать побольше?
е/ Так тебе и не удалось ничего в жизни добиться!
f/ Ты ни в чем не разбираешься, поэтому и не спорь со старшими!
g/ Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!

2. Моя мать сказала мне:
а/ Нужно же такое нагородить на голове!
b/ Ты питаешься так, что бы окончательно испортить свое здоровье!
с/ С тобой никогда ни о чем договориться нельзя!
d/ Опять ты без денег и мать должна тебе помогать!
е/ Мне стыдно людям сказать, кто ты у меня и чем занимаешься!
f/ Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!
g/ И не стыдно тебе вести себя так безнравственно!

(для женатого мужчины)
3. Моя жена сказала мне:
а/ У тебя как-то изменилось лицо, раньше ты мне больше нравился.
b/ Какой-то ты стал вялый, бледный, и аппетит хуже, чем раньше...
с/ До чего же ты тяжелый человек, ни в чем с тобой не нахожу взаимопонимания!
d/ Опять у тебя нет денег! Куда они делись?
е/ Твой дружок опять пошел на повышение! А ты что же?
f/ Боже, какое невежество! Ты не читал Набокова!
д/ Как ты можешь так оскорблять меня, слабую женщину!

(для замужней женщины)
4. Мой муж сказал мне:
а/ Ну и платье ты напялила: оно идет тебе как корове седло!
b/ Что-то у тебя плохой цвет лица и бледность нехорошая.
с/ Более склочной женщины я в жизни не встречал.
d/ Наше жилье выглядит убого, никакого уюта!
e/ В конце концов - что ты из себя представляешь, чтобы предъявлять мне какие либо претензии.
f/ Боже, какая ты серость!
g/ Ты просто бессовестная и корыстная женщина!

 

(если имеется сын или дочь)
5 Моя дочь сказала мне:
a/ И прическа, и одежда у тебя старомодные!
b/ Опять ты не следишь за свои весом, не придерживаешься диеты!
c/ И все то ты меня мучаешь, и все тебе не так!
d/ Опять ты мне не можешь дать необходимую сумму! Мы что - нищие?
е/ Мне не хочется знакомить тебя с моим другом, неловко - что ты из себя представляешь?
f/ Боже мой, ты даже не знаешь что такое "Высокая мода"!
g/ Тебе никого не жалко!

6. Мой сын сказал мне:
а/ Ну и видок у тебя! Приведи себя в порядок - мои друзья могут зайти!
b/ Ты последнее время все хандришь!
с/ Надоело твое постоянное ворчание и недовольство! Сколько можно пилить человека!
d/ Вечно тебе для сына жалко лишней сотни ?
е/ Всю жизнь вкалывать и ничего особенного не добиться - как это тебя угораздило!
f/ A ты знаешь, что такое "Тяжелый металл"?
g/ Тебе нет никакого дела до моих проблем!

7. Мой приятель:
а/ Да тебя разнесло как на дрожжах!
b/ Что-то ты плохо выглядишь?
с/ А ты, как всегда, со своим особым мнением?
d/ Что-то не заметно, чтобы тебе привалило богатство!
е/ А ты все на прежнем месте работаешь?
f/ Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? В твоем возрасте каждый образованный человек в этом разбирается!
g/ Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!

8. Моя приятельница:
a/ Такая как у тебя прическа уже давно не в моде.
b/ У тебя болезненный вид, сходи к врачу.
c/ Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно
d/ А ты по-прежнему бедствуешь?
e/ Так тебе и не удалось чего-то в жизни добиться?
f/ Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь...
g/ НУ, тебе подвести человека - ничего не стоит.

9. Мой сотрудник (соученик):
a/ Ты в последнее время потерял форму.
b/ Смотрю, ты ходишь как-то осторожно - болит что-нибудь?
с/ Ну, ты и зануда!
d/ Что, опять ни на что денег не хватает? Одолжить тебе немного, что ли?
е/ А тебя с премией опять обошли?
f/ У меня вопрос один назрел, но ты вряд ли сможешь мне на него ответить.
g/ Кто бы меня в трудную минуту выручил? Может быть, ты мне поможешь? Но это - большая жертва.

10. Моя сотрудница (соученица):
а/ Ну и вид у тебя, страшнее войны!
b/ Я последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.
с/ Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.
d/ Твоя необеспеченность тебя вполне устраивает?
е/ Ты так и будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни?
f/ Ты мне можешь что ни будь рассказать об импрессионистах, или это- за пределами твоих интересов?
g/ Что за эгоизм с твоей стороны - так подвести весь коллектив!

11. Мой начальник (руководитель, директор):
а/ В таком виде на работу ходить не стоит.
b/ Вы опять на больничном? А работу за Вас кто будет делать?
с/ С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне - другое! Трудный у Вас характер.
d/ Все сотрудники внесли на мероприятие необходимую сумму, Вы беднее других?
е/ Уж Вам то в ближайшее время повышение по службе не угрожает.
f/ Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.
g/ На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести меня, и весь коллектив!

12. (для подростка).
Мой преподаватель, директор:
а/ В таком виде в школу (в институт) ходить не стоит.
b/ Вы опять на больничном? А учиться кто за Вас будет?
с/ С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне - другое! Трудный у Вас характер!
d/ Все ученики внесли на мероприятие необходимую сумму, Вы беднее других?
е/ Уж Вам то закончить нормально обучение вряд ли удастся.
f/ Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.
g/ На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести меня, и весь коллектив!

13. Уличные контакты:
а/ Прохожий в мой адрес: Ну и чучело!
b/ Пассажир в автобусе: Садитесь, ведь Вы еле на ногах стоите больны наверное...
c/ Пассажир в вагоне метро - мне: Ну и склочная Вы личность Вам бы только учить других - как себя вести!
d/ Продавец в магазине: Не трогайте товар! Это Вам не по карману
g/ В кинозале сидящий сзади: Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле
f/ Продавец книжного лотка: Ну, эта книга не про Вас. Сложновато - не осилите!
g/ Прохожий у входа в метро: Пропустите немедленно! Не видите - я тороплюсь!

Алгоритм обработки результатов.

Варианты возможных ответов.


Высказал:
Высказывания или действия:

Почувствовал:
Чувства:

Агрессивные действия в адрес обидчика.
Резкие высказывания.

Убью! Уничтожу! Стукну! Двину! Дам пощечину!

Оценка и в том и в другом варианте – 6 баллов.

 

 

Ярость, злость, ненависть

Ругань, обвинения в адрес обидчика.

Пошел ты…!
Ах ты дрянь!
Сам дурак (дура)!
На себя посмотри(те)!
Не Ваше (не твое) дело!

Оценка – 5 баллов.

 

 

Возмущение, гнев.

Отрицание вины.

Это не так!
Неправда!!
Ничего подобного!
Не могу с этим согласитьтся.

Оценка – 4 балла.

 

 

Раздражение, обида

Стремление оправдаться или ссылка
на обстоятельства, смягчающие вину:

Возможно это так, но иначе не получается.
Да, но этому есть причины.
Нехорошо, но – что поделаешь.
Так вышло, но это – не моя вина.

Оценка – 3 балла.

 

 

Неловкость

Признание вины:

Да, нескладно вышло.
Приходится признать, что это – моя вина.
Прошу извинить меня.
Вы правы (ты прав).

Оценка – 2 балла.

 

 

Стыд, смущение

Обвинение в свой адрес,
выраженное чувство вины:

Вечно у меня все хуже, чем у всех!
Это – мой злой рок!
Так мне и надо!
Я виноват. Прости(те)!

Оценка – 1 балл.

 

 

Самобичевание, недовольство собой

Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориям: высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов - выраженная внешнеобвиняющая агрессия. 1, 2 балла - выраженная аутоагрессия.
Данные исследования в баллах проставляются в соответствующих ячейках регистрационного бланка (см. ниже Регистрационный бланк к тесту ВФТ), определяются сферы отношений, вызывающих у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволит выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.
Затем:
1.суммируются баллы в вертикальных столбцах и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволит выявить усредненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории;
2. суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) баллы в горизонтальных строках, что поможет составить представление о наиболее напряженной потребности. ? - это сумма всех баллов по вертикали, деленная на число лиц, n, вызывающих фрустрацию у испытуемого своими высказываниями; лица выбираются в зависимости от ситуации и возраста испытуемого. ( max (а, b, с, d, e, f, g) = наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию. ( min (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) = значимые другие, в присутствии которых повышается самоконтроль.

Если (1+4+6+7+9)/n значимо больше чем (2+3+5+8+10) / n
(или наоборот), то выявляется разница в проявленной агрессивности в контактах с противоположным полом. В частности, в первом случае (когда первая величина больше второй) выявляется более агрессивное отношение к женщинам, а во втором - большая агрессия направлена на представителей мужского пола.
Ключ:


Оценка агрессивности.
   

Высказал:

 

Почувствовал:

Агрессивные угрозы, обещания,
расправы, желание ударить

6 баллов

Ярость, злость.

 

Ругань, обвинения в адрес обидчика

 

5 баллов

 

Возмущение, гнев.

 

Отрицание вины

 

4 балла

 

Раздражение, обида

Стремление оправдаться или ссылка
На обстоятельства, смягчающие вину

 

3 балла

 

Неловкость

Признание вины

2 балла

Стыд, смущение

Обвинения в свой адрес, самобичевание

 

1 балл

Чувство вины, приниженности

Регистрационный бланк ВФТ
Фрустрированные ценности


Источник фрустрации

a

b

c

d

e

f

g

 

1
отец

             

å 1/n

2
мать

             

å 2fn

3
жена

             

å 3/n

4
муж

             

å 4/n

5
дочь

             

å 5f/n

6
сын

             

å 6/n

7
приятель

             

å 7/n

8
приятельница

             

å 8/n

9
сотрудник

             

å 9/n

10
сотрудница

             

å 10/n

11-12
начальство

             

å 11/n или
å 12/n

13
посторонние

             

å 13/n

               

å общ.
ценн.

 

å a

å b

å c

å d

å e

å f

å g

 
 

å
n

å
n

å
n

å
n

å
n

å
n

å
n

å
общ.

общ. сумма

Интерпретация.

Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие фрустрация в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, автор методики имеет в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку. В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется:

1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта;

2) как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия;

3) как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.

Естественно, "выбор" типа реагирования в основном - непроизвольный, но в значительной степени зависящий от базисных свойств личности.

В целом преобладание ответов, оцениваемых в среднем 3 или 4 балла характерно для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности, при этом оценка 3 характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормозимыми чертами. Преобладание оценок 4 более характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Агрессивность внешнеобвиняющая - 5 или 6 свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя - 2 или даже 1 балл - характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с тревожно-мнительными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.

Низкая агрессивность как правило обнаруживается в той сфере межличностных отношений, которая свехзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные проявления.

Ценности:
а/ внешний вид
b/ здоровье
с/ характер
d/ благополучие
e/ социальный статус
f/ кругозор
g/ нравственность.

Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом проявляется значительным перевесом баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых контактов определяется наиболее низкими баллами, то максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это - уличные контакты. Высокая агрессивность выявляется также в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.

Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные показатели выраженной агрессивности ( ? /п равняются 5 или 6 баллов) у эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, паранойяльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индивидуалистичных личностей значимо чаще встречались самообвиняющие реакции (? /n = 1 или 2 балла). Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или генерализованной при выраженной аффективной неустойчивости.

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51


Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика