Топ-100
Тесты


Тесты

Методика изучения привлекательности работы, как одного из показателей социально-психологического климата

Под социально-психологическим климатом (СПК) обычно понимают общий эмоционально- динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, гос подствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе.

Под социально-психологическим климатом (СПК) обычно понимают общий эмоционально- динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, гос подствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе.

СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке (к людям, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и пр.), т. е. на основе личного восприятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы. Каждым человеком СПК переживается индивидуально в виде удовлетворенности или привлекательности работыв данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях. К числу наиболее важных критериев оценки СПК следует отнести удовлетворенность или привлекательность работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива. Оценка СПК необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение производственных задач, стоящих перед коллективом и т. д. Изучение СПК может осуществляться методами: анкетирования, наблюдения, интервью, социо метрии, естественного эксперимента. Изучение СПК методом анкетирования состоит из 2 частей. В первой оцениваются реально суще ствующие условия и обстоятельства работы. Во второй производится оценка тех же, что и в первой части, условий и обстоятельств работы, но с точки зрения пожеланий (потребностей, притязаний) отвечающего. Соотношение этих 2 оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе. Опрос можно проводить как групповым, так и индивидуальным способом. Желательно охватить опросом всех членов коллектива, но не менее 73—80 %. Только в этом случае мы можем говорить о СПК коллектива, а не группы людей (малые группы оцениваются по другим параметрам). Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивидуально. Первый раз — при поступлении человека на работу, а второй — спустя 2—3 месяца. Верность прогноза значительно возрастет, если при этом субъективную оценку сравнивают с оценкой коллектива.

Испытуемым раздаются опросники и ответные листы.

ПРОТОКОЛ

Цех, отдел __________________________________

Участок, лаборатория _____________________

Специальность _______________Разряд _____

Пол: мужской — женский (нужное подчерк_ нуть)

Возраст (полных лет) _____________________

Образование ___________________________

Среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных ________________

Стаж работы: на этом участке / отделе в этой должности _______________________________

Какова вероятность того, что при случае вы уйдете с этого места работы? Обведите кружком нужную цифру:

1 0,9 0,8 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

ИНСТРУКЦИЯ: «Перед Вами опросник, который содержит ряд суждений о различных аспектах работы в трудовых коллективах. Среди предложенных суждений нет плохих или хороших. Все они важны, но для каждого человека каждое по-своему.» В I части задания просим Вас оценить по 10-балльной шкале степень справедливости перечисленных суждений для Вашей личной работы в данном коллективе (на участке или в бригаде). Причем 10 баллов – это абсолютно (на 100%) справедливо, т.е. оцениваемое качество постоянно присутствует. Если же, хотя бы и очень редко, качество не обнаруживается, то следует ставить 9 баллов и т.д. до 0, который означает полное отсутствие данного качества, т.е. никогда такого не бывает. Для ответа Вам необходимо написать тот балл, который выражает Ваше мнение по данному суждению. Во II части задания используется тот же опросник. Но теперь Вам следует ответить на вопрос: «Если бы у Вас вдруг появилась возможность сменить эту работу на другую, то Вы выбрали бы ту, в которой…». При выполнении этой части Вам следует прежде всего ориентироваться на свои личные желания и интересы, т.е. отметить, что для Вас в работе наиболее важно, а что наименее. В ответах будьте самостоятельными, постарайтесь выразить свое личное мнение по поводу каждого суждения, ничего не пропускайте. В самом опроснике ничего не пишите. Результаты отдельных анкет нигде обсуждаться не будут и оглашению не подлежат.

Абсолютно
справедливо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никогда так
не бывает

 

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

 

 

 

Текст опросника

1. В работе всегда есть что-то новое, незнакомое и потому интересное

2. Хорошие, безвредные для человека санитарно-гигиенические условия труда

3. В коллективе теплые и дружеские взаимоотношения между людьми

4. У меня много товарищей по работе, которые меня ценят и уважают

5. Есть возможность повышать свою квалификацию, профессиональную грамотность

6. Высокая среднемесячная зарплата

7.В коллективе существуют отношения непримиримости к разгильдяйству, нечестности, бесхозяйственности

8. В коллективе большинство высококвалифицированных, грамотных работников

9. У большинства членов коллектива ответственное отношение к своим обязанностям

10. Всегда своевременные ремонт техники и оборудования, поставка сырья и материалов

11. В коллективе постоянно растет производительность труда

12. Работа простая, не требует специальной подготовки

13. О моей работе не стыдно рассказать друзьям и знакомым

14. В процессе работы всегда есть возможность переговорить с товарищами по работе

15. Работа требует специальных знаний и умений

16. Работа безопасная, не содержит травмоопасных ситуаций

17. Большинство в коллективе – это приятные и симпатичные люди, с которыми можно не только хорошо поработать, но и отлично отдохнуть

18. Я пользуюсь авторитетом и доверием среди работников нашего коллектива

19. Есть возможность поработать на различных операциях, станках, освоить смежные профессии

20. Большие премии 21. В коллективе сложились отношения взаимопомощи и сотрудничества

22. Большинство членов коллектива имеют среднетехническое, незаконченное высшее образование

23. В коллективе отсутствуют какие бы то ни было нарушения трудовой дисциплины, правил техники безопасности, опоздания и т.п.

24. В коллективе полностью отсутствует работа в сверхурочное время и выходные дни.

25. В коллективе постоянно снижается себестоимость продукции

26. Работа легкая, не вызывает физического переутомления

27. Моя работа имеет большое значение для деятельности всего коллектива

28. Руководитель часто обсуждает со мной различные производственные вопросы.

29. Работа разнообразная. Требует смекалки, заставляет думать

30. Хорошее, удобное оборудование и техника

31. В коллективе отсутствуют какие бы то ни было конфликты между работниками

32. Администрация предприятия ценит меня как работника

33. Есть возможность и созданы все условия для учебы

34. Высокая оплата сверхурочных часов и работы в выходные дни

35.В коллективе отношения между людьми строятся на основе высокой требовательности и принципиальности

36. Большинство работников обучались или обучаются в системе политпросвещения

37. Большинство членов коллектива характеризуются творческим отношением к труду

38. Работа ритмичная, без штурмовщины

39. В коллективе совсем нет брака в работе

40. Условия работы позволяют выбрать для себя удобный темп работы

41. Продукция, которую я выпускаю, очень важна

42. Руководитель всегда интересуется моими личными делами

43. Работа требует высокой квалификации

44. Хорошо оформлены места общего пользования: столовые, душевые, раздевалки и пр.

45. В коллективе сложилась атмосфера доверия и доброжелательности людей друг к другу

46. Мой руководитель меня уважает

47. Есть возможность постоянно повышать свою экономическую, правовую грамотность

48. Хорошее обеспечение членов коллектива: путевками, жильем, детским садом, пионерским лагерем и пр.

49. Высокая организованность и сплоченность всего коллектива

50. Большинство в коллективе активно участвуют в общественной жизни цеха, предприятия

51. В коллективе каждый считает своим долгом бороться за повышение качества продукции

52. Удобная сменность

53. В коллективе всегда строго выполняются все плановые показатели

54. Работа не накладывает на человека большой ответственности

55. Наш коллектив играет важную роль в жизни всего предприятия

56. Члены коллектива часто проводят вместе свободное время

Обработка результатов: для удобства обработки все изучаемые потребности сведены в 14 шкал и даны в ответном листе построчно:

1) потребность в творческой и интересной работе;

2) потребность в благоприятных условиях труда;

3) потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;

4) потребность в признании, в личном авторитете;

5) потребность в собственном развитии;

6) потребность в личном материальном и социальном обеспечении;

7) потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе;

8) потребность в индивидуальном развитии всех членах коллектива;

9) потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;

10) потребность в хорошей организации труда;

11) потребность в производственных успехах всего коллектива;

12) утилитарная потребность;

13) потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».

1. Найти средние арифметические значения по каждой шкале отдельно в первой и второй части задания.

2. Определить степень субъективной привлекательности работы для человека в данном коллекти ве путем нахождения разности средних арифметических значений шкал между первой и второй частями (М1 –М2 ). Здесь важное значение имеют величина разницы и знак: отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность тем или иным аспектом работы; положительные — как привлекательность данного аспекта для человека.

3. Вычислить интегральный показатель СПК, которым является средняя арифметическая шкальных средних в коллективе. Мера рассеивания шкальных средних оценок в индивидуальных ответах может служить дополнительным показателем уровня развития СПК и интерпретируется как косвенный показатель сплоченности единства мнений в коллективе.

Конечно, приведенные шкалы не отражают всех особенностей производства, влияющих на СПК, но возможна замена шкал в зависимости от целей исследования. Важно, что такой подход позволяет достаточно точно определить, чем именно не удовлетворен человек, в каком направлении надо действовать для улучшения социально-психологического климата в коллективе.

Приложение. Бланк для заполнения

1 часть

номер

балл

номер

балл

номер

балл

номер

балл

сумма

средняя

по строке

1

 

15

 

29

 

43

     

2

 

16

 

30

 

44

     

3

 

17

 

31

 

45

     

4

 

18

 

32

 

46

     

5

 

19

 

33

 

47

     

6

 

20

 

34

 

48

     

7

 

21

 

35

 

49

     

8

 

22

 

36

 

50

     

9

 

23

 

37

 

51

     

10

 

24

 

38

 

52

     

11

 

25

 

39

 

53

     

12

 

26

 

40

 

54

     

13

 

27

 

41

 

55

     

14

 

28

 

42

 

56

     

2 часть

номер

балл

номер

балл

номер

балл

номер

балл

сумма

средняя

M1-M2

по строке

1

 

15

 

29

 

43

       

2

 

16

 

30

 

44

       

3

 

17

 

31

 

45

       

4

 

18

 

32

 

46

       

5

 

19

 

33

 

47

       

6

 

20

 

34

 

48

       

7

 

21

 

35

 

49

       

8

 

22

 

36

 

50

       

9

 

23

 

37

 

51

       

10

 

24

 

38

 

52

       

11

 

25

 

39

 

53

       

12

 

26

 

40

 

54

       

13

 

27

 

41

 

55

       

14

 

28

 

42

 

56

       

Источник: http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/323-work

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика