Павел Михайлович Третьяков

Павел Михайлович Третьяков родился 27 декабря (15 декабря по старому стилю) 1832 года в Москве, в доме на 1-ом Голутвинском пер., который в конце 18 века купил его дед Захар Елисеевич. Купеческий род происходит из Малоярославца. Отец и дед П. М. Третьякова были успешными купцами.  Матери Павла Михайловича к моменту рождения исполнилось 20 лет. Несмотря на возраст, она была строга, умна, характером твердая и дом вела хорошо. Отцу на тот момент было 30, у Михаила Захаровича характер был спокойный, добрый, ласковый, мастер рассказать различные истории. Родители грамоту и счет знали, но образования не имели.

В семье атмосфера была дружная, и появление первенца еще более укрепило семью. По воскресеньям семейство ходило в голутвинскую церковь Николая Чудотворца, в которой Михаил Захарович был церковным старостой. Нередко по вечерам гостем семьи был приходской священник. 

Известный бытописатель Павел Вистенгоф писал в 1842 г.: «Московские купцы богомольны, держат строго посты и живут большею частию скромно в своих семействах». [Вистенгоф П. Очерки московской жизни. М., 1842. С.38.] Посещение церкви, церковные праздники обусловливали образ жизни всех слоев русского общества, в том числе, и купечества. На религиозных основах лежали у купцов мировоззрение и мораль. Николай Вишняков, потомок старой московской семьи, которая имела золотоканительную фабрику еще с конца 18 в., вспоминал, что его отец и мать жертвовали деньги в своём приходе на нужды храма, постоянно ходили к всенощным и обедням в праздники и воскресные дни. Дома могли остаться только тяжелобольные. В течение Великого Поста все говели, а на первой и последней неделях Великого Поста ходили ко всем службам без исключения. Очень верующие люди – вот такую особенность потомственных купцов необходимо учитывать.

Через полтора года родился брат Павла Михайловича Сергей. А еще через год родилась сестра Лиза, затем Данила и Соня. Характеры у детей были разные. Сергей и Данила были веселыми, бойкими и напористыми. Павел же напротив был сдержанным, молчаливым, рассудительным, крайне стеснительным, однако упорным.  Мать воспитывала детей в строгости, твердо, в уважении к старшим, в послушании. Отец же к детям был добрее, нежнее, но дома бывал мало – купеческое дело занимало почти все его время.

Семья любила гулять на традиционных московских празднествах, где отмечали Вербное на Красной площади или первомайское в Сокольниках. Однако Павлу не нравились  эти шумные и пышные мероприятия. Как-то он даже ослушался и спрятался от всех перед отъездом в надежде, что ему удастся избежать поездки, когда его нашли, он сказал: «Разрешите дома остаться. Не хочу, чтоб меня на показ, словно медведя, возили. Не могу я.»  Родителей он удивил, поэтому его даже не наказали, но и самоволия не разрешили. С малых лет он не любил все показное. На этом примере можно понять, что Павел Михайлович был интровертом.

Отец старался дать им хорошее образование и приглашал лучших учителей на дом и часто сам присутствовал на занятиях. Вскоре он стал приобщать детей к семейному делу и у мальчиков получалось. Особенно он выделял старшего: не обдумав, ничего не сделает. Если уж что решил, из кожи вон вылезет – а добьется своего. Серьезный растет человек, - гордился отец.

Приучали детей к труду рано, работали мальчики в лавках у отца, им приходилось делать все: бегать по различным поручениям, зазывать покупателей, помогать их обслуживать, выносить мусор, убираться. Уставшие возвращались они домой, после небольшого отдыха приступали к урокам, по вечерам читали. Особенно для Павла, чтение было его любимым занятием. Родители выделили Павлу отдельную комнату после того, как переехали на Б. Якиманку, в семье появились еще дочь Саша, сыновья Николай и Михаил. Комнатка его была небольшая, темная, без окон. Павле не нравилось, если кто без стука приходил. Ему очень хотелось уединения, вечера он проводил наедине со своими мыслями и книгами. Покупать любил иллюстрированные книги, а также покупал лубочные картинки, трогать никому их не разрешал.

Страшная беда настигла семью в 1848 году, скарлатина унесла жизни четырех детей за месяц – Данилу и троих младших. Приумолкли дети. Александра Даниловна стала еще более замкнутой. Но спуску себе ни в чем не давала, с сильной силой воли, которые передались и старшему сыну. А вот Михаил Захарович стал здоровьем слаб. В 1849 родилась их последняя дочь Надежда. А через год, ослабев, Михаил Захарович стал писать свое завещание (в том числе духовное). Писал жене: «Завещаю тебе моих должников не содержать в тюремном замке, стараться получить благосклонно…со вниманием, узнавая должников, которые  медленно платят, и ежели они стеснены, своими обстоятельствами, то таковым стараться, не оглашая, простить». Добрым, справедливым и честным был отец, от которого передали Павлу данные качества. В том же в 1850 году Михаил Захарович умер.

Когда отец умер, Павел и Сергей основали льняную мануфактуру в Костроме. Оборудование закупали в Англии, а учились у Бельгийцев. Лавки отца сдавали  в аренду. А для своего бизнеса арендовали в наиболее выгодных местах. Братья очень быстро преуспели в своем производстве и очень скоро стали поставщиками императорского двора.

Павел особенно чувствовал уязвимость своего звания. На склоне лет он писал, что он с молодых лет жил с ощущением того, что он должен вернуть те деньги, которые заработал, используя труд общества самому обществу. На Руси обычно дворянство оставалось символом благородства, к купечеству же относились как к чему-то темному, нечестному, немилосердным. Однако именно купцы в то время были главными благотворителями.

С детства братья Третьяковы сильно полюбили Москву и на протяжения всей жизни братья содействовали развитию ее просвещения, культуры, благоустройства, экономики, В детстве любили они гулять по родному Замоскворечью, где в основном жило купечество. Однако Павел Михайлович очень личностно, серьезно и глубоко относился к Москве. В дальнейшем в письме В.В. Верещагину он писал «в будущем Москва будет иметь большое, громадное значение».         

В 1824 году, когда Третьякову было 22 года, он пошел на рынок возле Сухаревской башни и совершенно случайно купил сразу десять картин голландских художников. Картины были очень старыми. Павел Михайлович повесил их в своем доме в Лаврушенском переулке. Сколько поколений голландцев бережно хранили  эти картины. А где картины старинных русских художников? Большинство пропало, а большая часть погибла. Третьяков осознал, что его высокая цель – сохранить для потомков картины русских художников, тех, которые живут сейчас, в одно время  с ним самим, и решил создавать галерею российской живописи 19 века. «В России должна быть национальная художественная галерея. Этому я намерен посвятить всю свою жизнь».    

                                                                                                                                                                       

Вся Москва знала, что две дочери семейства купцов Мамонтовых выступаю перед публикой  фортепианным дуэтом, юные виртуозки, играющих в четыре руки, привели прихотливых зрителей в восторг. Как всегда, после концерта Зина ахала: "Каков шикарный военный из первого ряда!" Но Веру заинтересовал другой: "Ты не разглядела, кто стоял у колонны в вестибюле?"

Сестра всплеснула руками: "Ох, тихоня-скромница, а говоришь, плохо видишь! У колонны-то Павел Михайлович Третьяков стоял – купец первой гильдии из Замоскворечья. Ему лет тридцать. Торгует льняным полотном. Текстильную фабрику строит. А деньги тратит на коллекцию картин. И собирает только русскую живопись. Все же знают, что никакой русской живописи нет, настоящие художники в Париже живут".

Два года Павел Третьяков бродит за Верочкой, как привязанный. И ни разу не подошел, только смотрел издали. Сестра Зина смелая – взяла да и послала Третьякову приглашение на музыкальный вечер. Павел к Мамонтовым пришел, но забился в угол за штору. Однако после первого же выступления Веры не удержался, сказал приятелю: "Какая чудесная пианистка!" Приятель не растерялся и подтащил Павла прямо к инструменту. Верочка подняла глаза и, наконец, рассмотрела своего восторженного обожателя вблизи. Тот ничуть не походил на купеческих сынков – тонкое нервное лицо, высокий лоб, ясная улыбка.

Теперь Третьяков стал приходить с визитами к Мамонтовым каждый день, но объясниться все не решался. И лишь спустя полгода, оставшись, наконец, наедине с Верой, осмелился начать разговор. Вера ахнула: сейчас объяснится в любви! Но влюбленный проговорил: "Желаете ли вы жить с моею маменькой, или вам было бы приятнее, чтоб мы жили с вами одни?"

Свадьбу сыграли 22 августа 1865 года в усадьбе дяденьки – Ивана Мамонтова, родителей Верочки к тому времени уже не было в живых. С самого начала их совместной жизни Павел Михайлович приобщил жену к тому главному, что составляло смысл его жизни, - художеству.

Число картин, приобретаемых коллекционером, все увеличивалось. Художественные интересы теперь  нередко отодвигали даже торговые. Первым делом всегда подробно знакомился с выставками и музеями.

В то время Г.Г. Мясоедов и В.Г. Перов занялись организацией художественного Товарищества передвижников. Впервые за время существования художества в России художники задались целью знакомить со своим искусством жителей самых разных городов (ранее художественные выставки проводились только в столицах).  Третьяков посылал свои картины на выставки передвижников, собирал живопись художников этого сообщества, а также всячески поддерживал Товарищество. В дальнейшем он будет отдавать предпочтение передвижникам, по сравнению с академистами.

К 1872 году собрание Третьякова насчитывало уже более полутора сотен картин. Встал вопрос о необходимости постройки специального помещения – галереи. Третьяков поручил составить проект галереи своему зятю, Александру Степановичу Каминскому. Весь год строили, отделывали помещение. В марте 1874 года началась развеска картин. А  с 1881 галерея стала открытой для посещения.

22 августа 1890 года Третьяковы отпраздновали серебряную свадьбу. Дважды в день он непременно бывал в своей галерее. Приходил, внимательно вглядываясь в дорогие его сердцу полотна. Однажды он обнаружил пятна на нескольких картинах. Выяснилось, что некоторые молодые художники и ученики Училища, копируя произведения и ища нужный тон, пробовали его прямо на висящих полотнах. На рынках стали появляться копии картин, выдаваемые за оригиналы. С тяжелым чувством Третьяков запретил копирование.

Однако неприятности на этом не кончились. В галерее, где теперь всегда толпился народ, начались карманные кражи. А потом из нее были украдены этюд Верещагина, этюд Поленова, небольшая картина В.Маковского и рисунок Боровиковского. Последние две вещи вскоре нашли, а этюды исчезли бесследно. Третьяков впал в отчаяние. Осенью 1891 года он с нелегким сердцем принял решение временно закрыть галерею для широкой публики.

В 1892 Третьяков передал свою коллекцию (1276 картин и 470 рисунков выдающихся русских художников, а также коллекцию икон) и здание галереи в собственность Московской городской думы. С 1893 она получила название Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых и пополнялась в значительной мере на средства Павла Третьякова, который стал ее пожизненным “попечителем”.

 Роль  предпринимателя

Следует отметить, что Павла Михайловича с детства интересовали  продажи и торговые дела. Сначала он помогал отцу в лавке, выполняя любую требуемую работу. Затем отец перевел его в контору – для усвоения дальнейших азов торговой науки. Он учился вести торговые книги, работать с оптовыми покупателями. Тут главная цель данной роли была в освоении своего дела, в опробовании своих возможностей. На этом этапе он входит в бизнес. Ведущим его планом у него было поддержание бизнеса отца. Так же стоит сказать, что постоянное искание своего предназначения, пользы для общества и любимого города с малых лет, все это включается в освоение данной роли. Быть гражданином своей страны, приносить пользу ее народу – об этом мечтал Третьяков             

Роль  менеджера

Рано умер отец Третьякова, это наложило свой отпечаток на его жизнь. Братьям пришлось взять на себя ведение семейного бизнеса, а Павел Михайлович стал главой торгового дела в семье. С созданием своей фабрики, он освоил новую роль. Здесь уже Третьяков становится технологичным, т.к. он уже руководитель и управляющий.  В данной роли он уже начинает мыслить стратегически и составлять планы на много лет вперед, здесь он уже не обращает внимание на мелочи и рабочие моменты. Он сам уже делегирует полномочия, управляет и контролирует действия людей, которые достигают поставленных задач.

Роль инвестора

В данной роли уже капитал становится самовозрастающей стоимостью. Павел Михайлович всегда знал,  что сколько стоит, на что цены будут расти, а на что снижаться, и это безусловное проявление роли инвестора. Основное внимание уделяет контролю работы вложенных средств. Он сосредоточен на проблеме самостоятельного управления свободными финансами для обеспечения, в данном случае, не дополнительного дохода, а для определенных преобразований в социальной жизни. В то же время эта деятельность с инвестированием средств, коллекционирование картин, превращается в самостоятельный бизнес, где владелец играет роль менеджера и инвестора. Коллекционирование, после торговли, стало его вторым делом. Возникает ассоциированность во времени, Павел Михайлович в силу религиозного мировоззрения и в силу воспитания живет в плоскости вечного времени. Видение мира в форме преобразований.

Роль лидера

Данная роль связана с преодолением кризисов. Нелегким оказался для Третьякова 1991 год, когда пришлось на время закрыть галерею.  Третьяков определяет путь развития своего дела. Для управления галереей, он составляет частное общество любителей художеств. Члены общества выбираются не по взносу какой-либо суммы, а по знанию и пониманию ими искусства. Происходит институализация общества. Третьяков задает норму, становится эталоном для общества. По примеру старшего брата, младший Третьяков с начала 1870-х годов тоже собирал живопись, по преимуществу иностранную. П.М. Третьяков становится как бы законодателем мод, обозначает будущее. Дарит городу всю галерею, содействует процветанию искусства в России. И в этом заключается «бессмертие». Здесь лидер тот, кто обеспечивает это бессмертие. Данная роль полностью построена на ценностях, самая экзистенциальная роль. Если бы не настойчивость Третьякова и не его высокое чувство ответственности перед народом, для которого необходимо было запечатлеть силу  русского искусства – мы бы не имели и десятой доли той богатейшей коллекции, которой располагает Третьяковская галерея. Цель, осуществляемая Третьяковым – создание национальной художественной галереи русской живописи – была шире и грандиознее, чем собирание картин одной школы или одного направления.

Отличия, звания, чины никогда не волновали Павла Михайловича. Он относился к ним крайне отрицательно, когда речь шла о нем самом. В 1893 году Третьяков отказался от дворянства, которое ему хотел даровать царь, после передачи галереи Москве. Единственное звание, которое Павел Михайлович принял с радостью, - звание Почетного гражданина Москвы, пожалованное ему Думой, связанное с передачей галереи городу.

Список литературы:

  1. Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея –М.: АРТ-РОДНИК, 2011.-256 с.
  2. Боткина А.П.  Павел Михайлович Третьяков. М., 1951.
  3. Вистенгоф П. Очерки московской жизни. М., 1842. С.38.
  4. The Tretyakov Gallery.  Leningrad, 1974.

Работа выполнена Кузнецовой Ольгой, в рамках курса "Психология управления персоналом"  профессора Базарова Т.Ю.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите вашу фамилию*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×