Топ-100
Новости и статьи


Вторник, 31 октября 2017 07:02

Будь в настоящем, твори будущее

Мы взяли интервью у Екатерины Зуевой, которую с Институтом практической психологии связывает как студенчество, так и преподавание. Екатерина открыто и с вдохновением ответила на наши вопросы, чтобы Вы могли заранее узнать, что и как происходит в этих стенах.

Каковы два Ваших взгляда — со стороны студента Института практической психологии и со стороны преподавателя? В чем для Вас ключевая разница? Может, есть что-то неизменное?

Когда человек остается работать в месте, где учился, это значит, что либо у него есть проблемы с сепарацией, либо место хорошее, родное, и ваши ценности совпадают. В моем случае сыграл свою роль второй вариант. Главная ценность, которая объединяет меня с этим местом, — это ответственность за образование, за профессию. Что же касается различий… Ум высокого развития настроен в основном не на дифференциацию, а на видение общего, поэтому я не могу сказать, что вижу явную разницу между моими позициями. Зато с радостью поделюсь общим. Общим будет то, что на любой позиции доминирует желание делиться знаниями в открытой дискуссии. Это особенность ИПП, потому что в грамотно выстроенном пространстве любой человек становится тебе учителем, и при этом не важно, в какой ты роли — обогащается каждый.

На какой программе Вы обучались? На какой преподаете?

Обучение проходила на двух программах: бизнес-тренер и мастер организации групповой работы. Преподаю на программе «Бизнес-тренинг: современные практики обучения и развития в организации».

Как бы Вы охарактеризовали людей, которые приходят на эту программу? Они совсем разные, или Вы замечаете что-то схожее из года в год?

Общее, несомненно, есть. Во-первых, в ИПП не придут люди, не обладающие «живым» умом и стремлением к развитию. Это всегда люди, которые мыслят системно. Если говорить о различиях, то отмечу ту особенность групп (я говорю про группы бизнес-тренеров), которая меня очень радует: это всегда гетерогенные группы с представителями абсолютно разных профессий, начиная, конечно же, с представителей области T&D, заканчивая владельцами собственного бизнеса. И каждый из них рассматривает курс как ступень личностного и профессионального саморазвития.

Как сложились Ваши отношения с группой? Поддерживаете ли Вы контакт с кем-то после окончания программы?

У меня сложились прекрасные отношения с группой. Я, на самом деле, считаю, что это лучшая группа тренеров за все годы! Мы до сих пор общаемся, в том числе и с другими группами и даже со слушателями с других годов обучения. На это и рассчитано обучение в Институте практической психологии. Оно построено таким образом, что образуется сообщество, именно для того, чтобы мы познакомились и поддерживали отличные личные и профессиональные отношения. Кстати, многие мои заказчики оказывались из тех, кто учился в другой группе (например, Управление персоналом). Мы часто пересекаемся со слушателями разных лет на совместных проектах. Запуская свой бизнес, первыми, к кому я обратилась за моральной поддержкой и с предложением о сотрудничестве, были, конечно же, выпускники ИПП, потому что у меня очень высокий уровень доверия к этим людям.

Были ли трудности влиться в коллектив преподавателей? Любые.

Трудностей не было совершенно. ИПП — это семья, и когда ты попадаешь сюда, ты не очень разделяешь слушателей и преподавателей (об этом я немного говорила, отвечая на Ваш первый вопрос). В принципе, в ИПП позиция преподавателя отчасти формальная — я объясню, что имею в виду. Преподаватель делится опытом, но и сливается с группой. В силу опыта, он знает больше тонкостей профессии, обучения взрослых людей, но бизнес — такой творческий и индивидуальный процесс, что тот же самый преподаватель обогащается знаниями слушателей в сфере бизнеса. Мы живем в переполненном информацией мире, и один человек не может быть в курсе всего. Также у тренеров есть такое понятие, как «надеть плащ гуру», но здесь тренер в мантии гуру не сидит. Более того, есть обычай — комментарии «с методической табуретки», когда слушатели дают свои советы по проведению занятий, дают обратную связь. Это возможно еще и потому, что в ИПП не приходят люди с ограниченным умом. У любого продукта, программы есть своя целевая аудитория. Наших слушателей отличает гибкий ум и активная жизненная позиция. В силу всего этого проблем влиться в коллектив преподавателей быть не может. Они могли быть, если бы преподаватель и слушатель были как две параллельно существующие реальности. По сравнению с периодом обучения, у меня появилось больше ответственности, разве что; хотя и у слушателей возникает ответственность, когда они в группах обсуждают что-то и решают, в чем открыться остальным. Как социальный психолог, скажу, что человеку каждый раз при смене роли необходимы какие-то ритуалы перехода: обряды посвящения юношей в мужчин, повышения на работе, материнства и т.д. Такие ритуалы облегчают переход, обеспечивая психологическое благополучие. Но наш Институт — место, которое построено так уникально, что этого ритуала не требуется.

У Вас есть собственный бизнес. Какие Ваши качества и знания в каких сферах помогли Вам на старте и помогают до сих пор? Можно ли их развить в этих стенах целенаправленно?

Прежде всего, мне помогла врожденная проактивность. Врожденная потому, что было много свидетельств этого качества у меня с самого детства. В дальнейшем мое окружение помогло развить и укрепить проактивность, и здесь отдельное «спасибо» лекциям Тахира Юсуповича Базарова.

Второе качество — бесконечная любознательность. Тоже помог Тахир Юсупович, потому что любознательность с нынешней ее интенсивностью разжег именно он своими вопросами. Разжег до такого состояния, что я уже, наверное, никогда не остановлюсь.

И, конечно, психологическое образование. Логическое мышление помогло развить именно оно. Также крайне полезным было обучение здесь, в ИПП. Общение с людьми из разных сфер бизнеса, благодаря чему у меня сложилась яркая и четкая картина бизнес-мира в нашей стране. Это общение происходило, в том числе, и с преподавателями. Если бы не познание этим путем, мне пришлось бы много лет набивать шишки самостоятельно. Еще не прикоснувшись к бизнес-миру и не погрузившись в него, я заранее имела о нем хорошее представление. И сейчас я фактически действую из позиции, будто у меня есть свой опыт, хотя на самом деле начала сравнительно недавно. Поэтому я и считаю, что мне повезло больше, потому что я училась в Институте практической психологии.

Чего бы Вы пожелали нынешним и будущим слушателям всех программ?

Пожелаю им приходить с широко открытыми глазами и любознательностью на занятия — это первое. Второе — знакомиться друг с другом, узнавать, делиться опытом. И третье — быть проактивными. Остальное и так будет в ИПП!

Что Вам запомнилось об Институте со времен обучения? Были ли это теплые воспоминания?

Из обучения я и не выпадала. Но мне действительно очень запомнилась форсайт-лекция, которую мы делали в прошлом году. На мероприятии были такие ключевые фигуры, как Тахир Базаров, Тимофей Нестик, Петр Щедровицкий. А запомнилась она мне потому, что я в тот момент жила в кругу своих интересов, в основном психологических, университетских, и у меня не оставалось времени выходить за их пределы. Знаменательным оказалось то, что для нас форсайт-лекции — это не открытие, но для других людей — это абсолютно новая форма работы. И это было инсайтом: мне стало ясно, что нужно нести идеи в массы, потому что не все знают о том, что кажется мне давно признанными и известными идеями. Форматы групповой работы для меня естественны, почти как воздух, но наша миссия — рассказать людям, привлечь их к этому формату, потому что они этого не знают.

Какой девиз, по-Вашему, подошел бы Институту практической психологии? Встали бы Вы под флаг с таким девизом?

Под флаг ИПП я встала окончательно и безвозвратно. И хотя у меня плохо с девизами, мне кажется, что девиз нашего Института — это из разряда «Будь в настоящем, твори будущее».

Что для Вас значила на то время сама возможность профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые предоставляет ИПП?

Это было возможностью получить глубокую проработку тренерских навыков и серьезный диплом, который это подтверждает.

Добавите что-то от себя под конец? Может, ПРО себя?

Нет, ничего не хочу. Приходите учиться в ИПП — познакомимся, сами узнаете!

Прочитано 223 раз

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика