Топ-100
Новости и статьи


Суббота, 31 октября 2015 11:41

Интервью tybet.ru® с Тахиром Базаровым (продолжение)

tybet.ru®: Скажите, как психолог, насколько совместимы позиции компаний, людей, при разности их типов, ресурсов, мотиваций?

 

tybet.ru®: Тахир, два года подряд Вы ведете дискуссионные программы ежегодного всеотраслевого Форума производителей светопрозрачных конструкций, где присутствуют руководители многих ведущих компаний оконного рынка. Как Вы могли наблюдать, участники рынка находятся в активном поиске оптимальной модели консолидации, позволяющей упорядочить и улучшить положение в отрасли. Скажите, как психолог, насколько совместимы позиции компаний, людей, при разности их типов, ресурсов, мотиваций?

– Я исхожу из того, что все, находящиеся в здравом уме профессиональные люди и компании, способны на консолидацию. Вопрос в том, какого типа эта консолидация? Например, возьмем футбол. Консолидация футбольных команд, играющих на одном чемпионате не в том, чтобы они договорились играть вничью и получать одинаковые очки в течение сезона (вот было бы всем интересно знать что, сегодня «Спартак» и «Динамо» сыграют со счетом 1:1, и все повалят на стадион смотреть, как это произойдет), а в том, что для успеха чемпионата среди команд должны быть победители. Их консолидация заключается в успехе турнира, а также в наличии общего рынка, стоимости спортсменов, общего расписания, общих правил игры и т.д. 

Внутри одной команды того же футбольного клуба есть игроки, есть массажисты, врачи, водители, люди, которые обеспечивают им перелеты, бронирование гостиниц, есть владельцы этого клуба – это вторая модель отношений. Могут ли они консолидироваться в одну команду, хотя все занимаются совершенно разными вещами? Конечно, могут, потому что без слаженной работы всех звеньев не будет хорошей команды, и в итоге – хорошей игры. Все зависит от конструкции отношений: или это взаимодополняющие вещи, или функционально зависимые или, опять же, как мы говорили, дружба против кого-то.

Все это требует понимания и откровенного разговора между участниками оконного рынка. Любое объединение должно принести мне больше пользы, чем, если бы я не вошел в него. Я сейчас не про «пиво для членов профсоюза», а про то, что всегда должен быть общий интерес. Его обязательно нужно найти и понять.

    

tybet.ru®: На Ваш взгляд, на рынке окон такое понимание есть? В зале было много разнонаправленных векторов.

– Конечно! Эти вектора были очень видны. Мы видели, что идет сложный процесс взаимного проникновения, притом, что люди знают друг друга давно и прекрасно понимают этот бизнес. Если посмотреть на все со стороны, то можно было бы представить несколько моделей возможной консолидации. Внутри же все очень сильно зависит от пресловутого «человеческого фактора» – от мотивов, амбиций, целенаправленности.

На Форуме я увидел много профессиональных людей, сделавших из ничего нечто осязаемое. Сама же оконная отрасль, на мой взгляд, довольно уникальная для нашей страны сфера деятельности – она создавалась не сверху, «без министерского портфеля», а именно людьми. Сегодня отрасль выросла, живет по собственному сценарию, имеет свои технологии, свои интересы, свою традицию. Сами же оконщики, сродни Стиву Джобсу, начинавшему бизнес в гараже. Есть в них какой-то чертенок, чувство, что это все «свое», и это огромный плюс. Но это же «свое» и огромный минус, потому что, кувшин разбит на несколько осколков, и каждый думает, что его осколок самый главный во всем кувшине. Пока не найдется сила, которая сложит осколки вместе, будет сложно собрать этот кувшин, потому что его в природе не существует. Он есть только в воображении участников. Рынок еще развивающийся.

tybet.ru®: А можно как-то определить уровень развития рынка? 

– С точки зрения науки, критериями развития могут быть два типа институционализации. Первый тип когнитивный, то есть когда есть определенное знание, набор терминов, представлений, понятных всем. Я думаю, этот уровень компаниями осваивался через зарубежных партнеров, которые принесли на рынок окон технологии. Их использовали, как преимущество в конкурентной борьбе. После, появлялись новые решения задач, но им сопутствовали представления, что как только я получил новый ресурс, я впереди всех.

Второй тип – это социальная институционализация, когда создаются институты, ассоциации, профсоюзы, что-то такое, что объединяет людей между собой, создает профессиональную идентичность, и они говорят: «мы – стекольщики», «мы – оконщики» и т.д. То есть у человека появляется некий образ профессии, к которой он хочет принадлежать даже не в связи с зарабатыванием денег, а потому что эта общность ему близка и интересна, он хочет ею гордиться. Я думаю, в этом смысле еще есть перспектива.

Есть и другие критерии. Мне на ум приходит такой – сколько времени нужно, чтобы разрушить все это. Там где структура устоявшаяся, ее очень сложно уничтожить. Например, колхозные рынки, ну как их уничтожишь? Какие угодно усилия прикладывай, они будут прорастать. Я это называю силой ростка, которая пробивает асфальт...

tybet.ru®: Тахир, конфликты в отрасли, которые разбирались на форумах – они естественные и реально существующие или их приходилось находить в процессе подготовки к мероприятию?

– Как таковые конфликты я не искал. Для меня наличие противоречий есть проявление жизни. Без противоречий мы имеем дело с искусственной ситуацией существования. Обнаружение конфликтов в ходе ток-шоу – это обнаружение некой энергии, которая позволяет получить представление о том, что происходит. Конечно, очень важна аудитория и понимание, задевает ее это или нет. Это их конфликт? Они над ним думали или нет? И когда ты видишь, что да, думали, это важно. Ведь главное не то, проголосовал человек или нет, высказался вслух или нет, главное, что он отметил это внутри себя, сложил свое собственное представление.

    

tybet.ru®: Тема системодателей и производителей окон – это естественный конфликт? Вы видели его на поверхности?

– В данном случае я не имел отношения к формулировке этой конкретной темы, но мне вообще ток-шоу второго форума показалось менее энергетичным. Настоящее противоречие там не проросло.

На мой взгляд, с точки зрения потребителя – а в разные времена я, конечно, тоже устанавливал себе окна – главный тот, кого я вижу непосредственно на этапе соблазнения меня, как клиента. Кому-то кажется, что в вашем бизнесе это не имеет большого значения, потому что клиент-заказчик одноразовый, когда он придет в следующий раз никому не известно. Ну, сделали раз окно, удовлетворили заказчика, и, казалось бы, это звено цепочки уже не важно. Оно важно, потому что будущие потребности всего рынка обеспечивает именно тот, кто ближе к клиенту.

Поэтому могу сказать, если между теми, кто производит технологию или окна и теми, кто их устанавливает, рвется коммуникация, это одинаково плохо и для первых, и для вторых. Потому что у одних есть понимание потребителя, при этом ограниченные ресурсы на ту же рекламу, у других есть ресурсы, но нет информации о рынке клиента. Становятся ли они в этом отношении конкурентами? Нет, конечно! Тогда надо увидеть, что есть цепочка, есть общий бизнес, есть общие деньги. Эти деньги не принадлежат кому-то конкретно. Когда деньги общие, тогда необходимость консолидации существует. Если каждый воспринимает эти деньги, как свои, то конфронтации и конкуренции не избежать.

tybet.ru®: Споры и дебаты по этой теме были, но как Вы помните, закончились ничьей – заговорили о чем-то общем, возник термин «синергия». Но общее, с одной стороны, принадлежит всем, с другой – никому. Как Вы оценили результат этого спора? Желание не ссориться и оставить все, как есть? 

– Это сложнее. Я бы сказал так – люди почувствовали боль. Сначала они пытались справиться с болью собственными силами. Пообщались между собой, не получается. Обратились к специалисту по этой части, выслушали его, им показалось, что первое – решается легко, второе – без их собственного участия. Возникло ожидание, что сейчас вмешается хороший врач, он сделает укол и боль пройдет. А тут выясняется, что эту боль одним уколом не устранить. И прививка здесь не поможет. Надо изменить образ жизни, бросить курить, пить кофе и только после этого лечение даст результат. Понимаете, как сложно?

Потом наступили перемены. Мне кажется, в зале были люди, которые считали задачу нерешаемой, но позже их отношение изменилось – задача решаема, но неизвестен способ. Были люди, которые наоборот считали, что все очень легко, решение есть, просто его нужно донести до остальных, убедить, но озадачились в итоге.

Я рассчитывал, что после дискуссии появится группа людей, которые осознают верную цель и отнесутся к ней профессионально, потому что нельзя действовать с наскока. Цель нужно обсуждать, понять, кому она нужна кроме тебя. После этого решить, если не нужна ни кому, браться за нее или нет. Если браться, то понять, как к ней идти, с какими преградами можно столкнуться и что делать, когда столкнешься.

Этот переход как раз и произошел, и я желаю успехов всем оконщикам.

 

tybet.ru®: Вы несколько раз говорили о силе, которая могла бы всех объединить. Вы видели эту силу в аудитории? Были ли яркие лидеры?

– В выборе лидеров, я поддержал идею Интернет-опросов на вашем портале. Важно, чтобы в рейтингах учитывалось мнение сообщества. Достойный лидерский потенциал у этого сообщества есть, единственное, что может быть нет очень ярких публичных фигур. Могу объяснить это тем, что в оконный бизнес приходили люди технических специальностей, а там не очень принято быть публичным и ярким. Привычное представление состоит в том, что меня не видно, но я дергаю за ниточки, и все движется как надо, я – настоящий профессионал. Я предполагаю, что ток-шоу приводят к тому, чтобы на смену этому потенциалу приходил потенциал публичного лидерства. 

На ток-шоу в этом году люди долго заводились, но потом едва хватило времени, для того чтобы высказаться всем, кто хотел говорить. Мне не хватило предусмотрительности, увидеть шлейф эмоций, который пришлось купировать. Еще бы час времени, все могло бы вообще пойти в разнос (в хорошем смысле этого слова). Появились бы новые темы, новые люди, новый взгляд на вещи.

Еще один момент, который был полезен, хотя с точки зрения динамики чуть не оказался самым провальным. Это когда люди рассказывали об истории рынка, о том, как все начиналось. Говорили о компаниях, попытках, ошибках и успехах... И это важно не потому что старших надо уважать, а потому что общая история – это путь к самоидентификации, к обретению цельности. Пока не будет общей истории, ни о какой цельности говорить нельзя.

tybet.ru®: Тахир, а на Ваш взгляд, какая модель отношений на нашем рынке была бы успешнее всего? 

– Только та, которая может сработать: открытая, равноправная и диалогичная. Я сторонник и последователь Честертона, который верил, что самое удивительное в чудесах это то, что они случаются.

Спасибо!
Судницина Марина, tybet.ru®

Фото: оргкомитет Форума производителей СПК, «СТиС».

Источник

 

Прочитано 976 раз

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика