Топ-100
Новости и статьи


Понедельник, 01 декабря 2014 11:47

Тринадцатый круглый стол заведующих кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона

«Общение преподавателя и студента: психологические проблемы и современные тенденции»

В  Тринадцатом  круглом столе, проходившем на базе факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и организованном кафедрой социальной психологии этого факультета,  приняли участие:

  • 9  зав. кафедрами  социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, 
  • 4 зам. зав. кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона,
  • а также преподаватели и научные сотрудники кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ.

Ведущие:  

  • Т.Г.Стефаненко, зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, докт. психол. наук, профессор.
  • Т.Ю.Базаров, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ, докт. психол. наук, профессор.
  • О.В.Соловьева, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. психол. наук.

Тринадцатый круглый стол был тематически  связан с прошедшей Международной конференцией «Психология общения и доверия: методология, теория и практика» и был приурочен ко дню рождения Л.А.Петровской (13.11.1937 - 19.03.2006), профессора кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, академика РАО, уделявшей большое внимание разработке проблематики педагогического общения. Лариса Андреевна утверждала субъект-субъектный и диалогический подходы к педагогическому общению, необходимость личностного самораскрытия учителя в общении с учеником и преподавателя в общении со студентом, на протяжении многих лет читала спецкурс «Психология педагогического общения» на факультете психологии МГУ.  

За прошедшие годы реальность общения преподавателя и студента сильно изменилась и назрела необходимость провести социально-психологический анализ  ситуации взаимодействия преподавателя и студента в контексте новых экономических и социокультурных реалий, в частности, реалий рынка образовательных услуг и новых коммуникационных технологий.

Темы выступлений на круглом столе:

  • Возможные трансформации субъект-субъектного взаимодействия в современной ситуации образования.
    Е.П. Белинская
    , докт. психол. наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Доверие как условие референтных отношений преподавателя и студента.
    О.Б. Крушельницкая,
     канд. психол. наук, зав. кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ.
  • Восприятие преподавателями и студентами конфликтов между ними.
    Е.О. Голынчик
    , канд. психол. наук, ст.н.с. кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Опыт качественного анализа взаимоотношений научного руководителя и студента.
    Е.С. Кутковая
    , аспирантка кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Дистанционное обучение: проблемы опосредованного общения.
    Т.Ю. Базаров, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ, докт. психол. наук, профессор

Выступившие проанализировали проблемы и обозначили вызовы,  стоящие перед системой университетского образования в современных условиях. Это, в частности, снижение значимости общего предмета деятельности   преподавателей и студентов (в виде научного исследования), переживание преподавателями  утраты своей субъектности на фоне повышения субъектности у студентов; проблема обучения на моделях (например, через анализ кейсов будущей профессиональной деятельности); проблема выстраивания содержания и форм университетского образования в условиях  безграничного бесплатного образовательного ресурса, размещенного в сети интернет на различных образовательных платформах (Е.П.Белинская); проблема доверия, референтности и искренности в отношениях преподавателя и студента (О.Б.Крушельницкая); проблема выстраивания виртуальной коммуникации со студентами в гуманитарной сфере, проблема изоморфности форм коммуникации в образовании формам коммуникации в будущей профессиональной деятельности студентов; проблема развития университета как демократического социального института, опирающегося на процедуры с обратной связью и партнерские отношения (Т.Ю.Базаров).

В выступлениях на основе результатов эмпирических исследований были проанализированы возможные противоречия между преподавателями и студентами и зоны потенциальной конфликтности в их отношениях, атрибуция ими ответственности за возникающие в этих отношениях проблемы, недооценка ими конструктивной функции конфликта (Е.О.Голынчик); особенности позиционирования участников взаимодействия «научный руководитель - студент» и противоречия, возникающие в этой диаде (свобода - чувство безопасности, неформальный контакт - контроль, самостоятельность - зависимость), а также возможность использования теории позиционирования как инструмента коррекции отношений между научным руководителем и студентом (Е.С.Кутковая).

Участники круглого стола обсудили проблемы, поднятые в выступлениях коллег, проблематизировали  понимание системы образования как сферы услуг, социологическую метафору современного университета «как супермаркета знаний», рассмотрение знаний как информации, восприятие образовательных институтов сквозь призму «брэндов», преобладание внимания к средствам обучения по сравнению с принципами и ценностями образования.

Выступления и их обсуждение способствовали углублению понимания участниками круглого стола  как ситуации в системе университетского образования в нашей стране,  так и проблем и современных тенденций в общении преподавателя и студента. Все это, безусловно, стимулировало личную рефлексию участников круглого стола как преподавателей и организаторов ситуации обучения, способствовало их осознанному самопозиционированию в отношениях со студентами в изменяющихся условиях, дало участникам материал для осмысления стратегий развития вузовских кафедр социальной психологии, а также задало перспективы дальнейших исследований в социальной психологии как науке.    

Текст: О.В.Соловьева

Прочитано 1259 раз

Полезная информация

Контакты

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ


ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
Базарова Гули Тахировна
+7 (903) 961-55-20

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Медведева Наталия Львовна
+7 (495) 508-74-51

Facebook - Наша страница в Facebook
Facebook - Наша группа в Facebook

Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

 

Яндекс.Метрика