Главные вкладки

    Статья-интервью с Натальей Ивановной Евсиковой

    Диалогичность – главная особенность обучения в ИПП

    Современный взрослый образованный человек обращается к изучению психологии по разным причинам. Это может быть потребность разобраться с личными проблемами или понять других, намерение развиваться в своей профессии через приобретение новых компетенций, а часто – осознанное желание освоить новую.

    Однако, любая профессия включает в себя не только систему знаний и действий. Важнейшей ее составляющей является профессиональное самосознание носителя профессии. О том, что такое профессиональное самосознание психолога-консультанта, что дает слушателям программа «Основы психологического консультирования и психодиагностики личности» Института практической психологии НИУ «Высшая школа экономики» и когда откроется магистратура для психологов, рассказала ее куратор, кандидат психологических наук Наталья Ивановна Евсикова.

     

    В чем особенности обучения психологии в ИПП?

    - Возможность развития человека в профессии связана не только с тем, что он умеет делать, как профессионал. По сути, это только техническая сторона вопроса. Этого слишком мало. Важно, как он понимает и развивает себя в собственной профессии. Современное обучение в ИПП имеет выраженную сверхзадачу. Мы даем не просто знания, навыки и формируем компетенции. Мы делаем все, чтобы у слушателей формировалось и развивалось профессиональное самосознание. Это и есть индивидуальная ориентированность в обучении. Речь идет о самых высших компетенциях в человеке – профессиональном самосознании. О том, как он себя начинает чувствовать, понимать и переживать, как профессионал, и что он делает для своего личностного профессионального развития.

    Зачастую бывает так, что если человек в профессии ориентируется только на наработку технических навыков и приобретение знаний, то из него настоящий профессионал не получается.

    «Ты сам свой высший суд. Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?» - это и есть понимание того, как я сам себя чувствую и понимаю в своей профессии.

    Всему можно научиться, в том числе, научиться думать и анализировать себя в профессии. А ключ к такому развитию и прост, и сложен одновременно – это диалог. Диалогичность – главная особенность обучения в рамках нашей программы. Преподаватели и аудитория всегда находятся в диалоге. Обратная связь дает возможность понять, как тебя поняли, как услышали.

    Формально программа разделена на модули. На самом деле это мастерские, где есть мастер и ученики. Мы не говорим, что все должны одинаково думать, понимать ситуацию. Наоборот, мы стремимся развить у слушателей способность выразить свое мнение и уметь его обосновывать. Это умение работать с психологическим фактом: видеть его, выделять. А объяснить можно по-разному. Психология многоголосна – есть разные подходы к пониманию и объяснению фактов человеческого поведения. Каждый год программа немного меняется. Она подвижна. Меняется и контингент слушателей: он молодеет, и люди приходят с конкретными жизненными задачами. Замечу, не индивидуальными, касающимися отношений в семье, с родными, а это именно профессиональные задачи. Пример: учусь на антрополога, мне не хватает знаний по психологии человека. Такой более широкий запрос к обучению становится сейчас выраженной тенденцией.

    Главный вопрос для каждого, кто собирается обучаться в ИПП, определить для самого себя, зачем нужно это обучение. Ответ на него становится, по сути, мотивом обучения новой профессии. «Я хочу учиться не потому, чтобы решить свои проблемы, а для того, чтобы менять и изменить свое будущее». И, действительно, профессиональное развитие – это перспектива будущего. Намечающиеся тенденции в запросах меняют и технику обучения, методики, которые мы используем. Потому что консультирование всегда ориентировано на клиента: кто он и какие у него запросы. Мы показываем слушателям, что практическая психология начинается не тогда, когда они получили диплом, а она существует уже сейчас, между нами.

    Вообще, такого темпа и такой наполненности научной и практической жизни, такой чувствительности к актуальным проблемам и запросам аудитории и среды я не встречала нигде. Даже тогда, когда запрос еще только «стучится в скорлупу, чтобы вылупиться», он уже моментально подхватывается командой института. Все это делается на высоком профессиональном уровне. Ответ на актуальные запросы настоящего во всем – это перспектива развития. Ее не нужно искусственно создавать, она сегодня уже стоит перед нами.

    Кому интересна программа?

    - Тем, кто уже имеет высшее образование. Уровень программы – это примерно уровень бакалавриата. У нас нет общих предметов, мы занимаемся только психологией. Общий смысловой контекст задает само название программы – это психология консультирования. Все модули содержательно и преемственно связаны между собой. Внутри каждого очень продуманно объединяются теория и практика. Более чем десятилетний опыт реализации программы позволил найти, использовать и развивать наиболее эффективные приемы обучения.

    Если говорить о возрасте, то сейчас преобладают слушатели от 23 до 35 лет, далее идут люди в возрасте 40-45 лет, а бывают и гораздо старше. Наши слушатели хотят изменений в профессиональной жизни, знают, зачем эти изменения нужны, как к ним идти. Особенно яркие профессионалы формируются среди зрелых личностей, которые уже прошли какой-то свой определенный жизненный путь. Зрелость личности – это очень важная составляющая диалогичного обучения.

    Несмотря на годичный срок обучения, мы даем хорошую классическую базу. На ее основе можно использовать любые модификации, строить их очень легко. Если нет корней, фундамента, то некоторые современные методики, техники, подходы кажутся неким таким эдаким. Знакомятся с чем-то и говорят: «Да это наше все!» Потом выясняется, что наше все открыто гораздо раньше, и оно совсем о другом. Умение дать базу при всех современных модификациях – это очень важно. Наличие высшего образование дает преимущества. Системное логическое мышление у человека уже сформировано, он обладает культурным запасом, умеет быстро думать, сопоставлять, анализировать. Это ресурс, которым мы при обучении, безусловно, пользуемся.

    Программа является качественной переподготовкой для уже практикующих психологов. Они приходят не только с целью получить диплом, а скорее получить своеобразный толчок в развитии. Диалогичность среды дает возможность услышать другого и сказать самому. Такой свежий взгляд очень полезен. Потому что внутри своей устойчивой профессиональной среды мы нередко «закукливаемся»: про каждого уже известно, что он может подумать и что он может сказать.

    Как избежать профессионального выгорания?

    - Все психологи разные. Это удивительная профессия, в которой каждый индивидуален, несмотря на общий подход, многообразие школ и модификаций. Очень важны те профессиональные ценности, которые движут консультантом, как профессионалом. Они основаны на традициях парадигмы гуманистического подхода к личности человека. Следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом ее успешности.

    Я сама придерживаюсь такого подхода и учу этому своих слушателей: я благодарна каждому, кто обращается ко мне со своими запросами. Этот человек приносит мне свою задачу, и какой бы системой средств я не обладала при этом, она все равно новая. Человек, который пришел ко мне, многому меня научит в процессе совместной работы. Я обязательно дам то, что зависит от меня, но он мне тоже многое даст.

    Для меня это принципиальные вещи. Для того мы и осваиваем классику психологии, а затем учимся современным, модернизированным способам работы с человеком. Ведь важно, как мы все это применяем и с какой целью.

    Профессия психолога не только сложна своими требованиями к подготовке и личности специалиста, но и относится к группе риска в отношении его эмоционального состояния. Эти причины, очевидно, являются неотъемлемыми спутниками самой деятельности психолога как помогающего людям специалиста. Выгорание – результат, когда требования (внутренние или внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними или внешними). Далеко не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания играет развитое профессиональное самосознание психолога-консультанта.

    Давайте про ожидания и реальность. К чему надо быть готовым при обучении?

    - У нас быстрый темп обучения. Это всего год. Для понимания вектора и окончательного принятия решения по обучению существует возможность бесплатного посещения занятий. На предварительной консультации мы предметно и направленно беседуем с каждым соискателем. Всегда честно предупреждаю, что это будет очень сложный год. Работа, семья, обязательства. Каждую неделю вы будете отнимать два вечера и одну субботу у своих семей. Да еще все остальное время, когда вы читаете специальные книжки, выполняете учебные задания, готовите собственный выпускной проект. Это много. Поэтому трижды взвесьте: нужно ли вам это, готовы ли вы на это, примет ли эти изменения ваше окружение.

    Психологию не получится изучать из-за стекла. Вход в нее только через себя. Нельзя выучиться консультированию, не включаясь в него, не работая внутри него, не меняя позицию, как клиента, профессионала, консультанта, не сравнивая, не анализируя, что со мной происходит, что меняется в разных ситуациях. И это очень большое внутреннее усилие. Если вы готовы к этому, нет вопросов.

    Обучение мы начинаем с первой недели октября. Завершаем в конце июня. В сентябре – подготовка к защите диплома, последние консультации с научными руководителями, предзащита, кому это необходимо.

    Одно из условий обучения – в итоге слушатель должен представить свой практический проект. Проект - это целостная работа, основанная на базовых компетенциях практического психолога. Его обязательной частью является психодиагностика, позволяющая строить более правильную стратегию работы с человеком. Каждый слушатель совместно со своим научным руководителем находит проблему, анализирует литературу, посвященную ей, планирует исследование, проводит его, предоставляет результаты, объясняя их психологический смысл.

    Мы не даем списка готовых тем, это самостоятельный поиск. После такой работы человек идет в магистратуру очень осмысленно и осознанно под ту программу, которая ему важна и нужна для дальнейшего профессионального развития.

    Программ огромное множество, они разные. В Институте практической психологии мы собираемся открыть магистратуру уже в этом учебном году. Но не потому, что так модно, а потому, что видим реальный запрос слушателей и хотим на него ответить. Тему собственного исследования можно пронести через весь процесс обучения, начиная с года обучения на программе переподготовки и заканчивая диссертацией в магистратуре. А можно и много раз переформулировать вместе с меняющимися научными интересами.

    Магистратура - это уже под конкретный профессиональный интерес. Например, перинатальная психология. Магистратура предполагает освоение академических знаний. Это уже другой уровень проблемы, которую слушатели будут выдвигать, более сложный. Наши выпускники стараются поступать в магистратуру быстро, почти сразу же. Выбирают дистанционную или заочную формы обучения, чтобы можно было работать и применять полученные навыки. Вот поэтому на предварительном собеседовании мы обсуждаем не столько его проблемы, а сколько его запросы с перспективой на будущее. Выбор должен быть осознанным. Это и есть первый шаг к профессиональному самосознанию, потому что в сознательном взрослом возрасте уже маловато «мне просто нравится и интересно».

    Расскажите о преподавательском составе.

    - Идеологом ИПП и нашей программы, в частности, является Тахир Юсупович Базаров. Он задает тон, и мы команда единомышленников. Преподавательский центр программ – это выпускники разных лет факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Это и Гули Базарова, и Максим Цветков, и Надежда Купряшина, и Екатерина Дубовская. Что касается меня, то с Тахиром мы учились на одном курсе и со студенческих времен нас связывает прекрасная деловая дружба. У нас есть преподаватели с очень высоким уровнем регалий, есть просто прекрасные психологи-практики. Ни один преподаватель не взят по формальному признаку. Это люди, которые состоялись в профессиональной сфере и смогли преподавать в ИПП.

    Для преподавателя ИПП важен стиль работы. Динамичная аудитория - это вызов для преподавателя. Нужно соответствовать. Не просто отчитать материал, а вовлечь аудиторию в диалог, в активное обсуждение. Для этого у преподавателя должна быть личная мотивация. Диалогичность – это достаточно сложный уровень преподавания.

    В процессе подготовки слушателей к консультативной практике мы целенаправленно учим слушателей задавать вопросы. Это вопросы не про то «какой я», не про себя, а про то, «как я думаю, понимаю, отношусь». Такой режим осуществляется на всех занятиях. Так постепенно происходит формирование и развитие профессионального самосознания.

    Одной из своих задач мы видим формирование такого поколения психологов, которое постоянно рефлексирует свою профессиональную деятельность. Для ее реализации мы организуем много практики. Проводим Мастерскую психолога, в которой осуществляется работа с реальными клиентами. Мастерская психолога – это изюминка ИПП еще с самого его открытия. Сейчас это не просто инициативное движение, это часть образовательного процесса.

    Наши слушатели, как правило, включаются в командную реализацию рабочих проектов ИПП. Существует также и супервизорская практика. Во всем важны инициативность и профессиональная заинтересованность самих слушателей.
    Такой системный подход к практической части обучения дает нашим слушателям возможность совершить осознанный и ответственный выбор в плане своей самореализации и развития в области современной практической и прикладной психологии.

    Наталья Ивановна, а если одной фразой - почему слушатель должен выбрать ИПП?

    - Потому что такого он больше нигде не увидит и не услышит. Это 120%.