Амансио Ортега

Психологический анализ биографии Амансио Ортега Гаона

Основные достижения как лидера:

  • в 37 лет открыл свою трикотажную фабрику,
  • в 40 лет открыл собственный магазинчик Zorba,
  • в настоящее время его холдинг владеет текстильными брендами Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Zara Home, Stradivarius.

Амансио Ортега родился в семье железнодорожника, мать работала служанкой. Из-за бедности семьи Амансио не смог закончить даже средней школы и с 13 лет начал работать в качестве посыльного в магазине рубашек. Затем в 1950 году его берут на работу в галантерейный магазин La Maja.

Когда Амансио исполнилось четырнадцать лет, семья переехала в Ла-Корунью (Галисия) вслед за переводом туда отца. Здесь он вначале занимался гофрированием тканей, потом занялся драпировкой и в итоге стал подмастерьем у одного итальянского модельера. Хозяин ателье как-то сказал отцу будущего магната индустрии мод: «Знаешь, портной из него не получится, портной должен быть лёгким, общительным».

В 1960-х годах Амансио стал менеджером в одном из магазинов. Амансио еще не был бизнесменом в это время, однако, это был первый шаг в становлении Амансио как лидера.

В 1972 году, в 37 лет, Амансио становится на путь бизнесмена, он открывает свою трикотажную фабрику, которая называлась Confecciones GOA (инициалы в обратном порядке). Поначалу он вместе со своей первой женой Росалией Мерой шил халаты, ночные рубашки и женское бельё в гостиной собственного дома. На пути бизнесмена, по модели Е.Н. Емельянова и С.Е. Поварницыной, это этап Предпринимательства: у бизнесмена уже есть свое собственное дело, он вкладывает в него капитал и работу выполняет самостоятельно, без помощи наемных рабочих. Если придерживаться концепции И. Адизеса, то на этапе открытия фабрики Амансио проявил себя как лидер-предприниматель, генератор идей. Так как основная цель и функция Амансио на первом этапе открытия собственной фабрики было эффективное производство продукта, удовлетворяющего потребности покупателя, то на этом этапе больше всего была развита роль лидера-производителя.

В 1975 году, можно сказать «под давлением обстоятельств» Амансио Ортега вместе со своей женой открыли собственный магазинчик под названием Zorba, который из-за проблем с регистрацией сразу же был переименован в Zara. Причиной открытия первого магазина стала попытка спасти бизнес, так как немецкий партнер неожиданно отменил заказ на крупную партию белья, в который Амансио уже вложил весь свободный капитал. С этого момента Амансио начинает выполнять роль менеджера. Теперь главная задача Амансио как лидера - организовать совместную деятельность людей. На этом этапе на первый план выходят такие навыки, как делегирование полномочий, распределение и координация работы, управление проектами, контроль исполнения. По И.Адизесу, основная функция лидера на этом этапе - администрирование. Видимо, Амансио Ортега успешно справился с этой функцией, так как вскоре один магазинчик перерос в сеть магазинов.

C 1985 Амансио Ортега делает следующий шаг на пути развития лидерства: на основе сети магазинов Zara он создает корпорацию Inditex. С 1988 года магазины Zara начали открываться за рубежом: в Португалии, США, Франции, России. На данный момент магазины представлены в 77 странах мира. Это новый этап развития компании. Он не смог бы осуществиться, если бы Амансио Ортега не занял роль провидца, предпринимателя. Эта роль требует от лидера творческого подхода и готовности идти на риск [1; 2].

На этом Амансио Ортега не остановился, к концу 1990 года Inditex стал лидером на рынке, холдинг уступал лишь компаниям Gap (США) и H&M (Hennes & Mauritz; Швеция). В 1991 году появляется сеть «Pull and Bear», кроме того, «Inditex» приобретает 65 % группы «Massimo Dutti», а через пять лет эта марка полностью переходит в собственность «Inditex». В 1998 году создаётся сеть магазинов «Bershka», специализирующаяся на одежде для молодых женщин. В 1999 году - магазины «Stradivarius». Можно отметить, что на этом этапе развития Амансио Ортега очень сильный упор делал на функции предпринимательства, что дало бизнесу такой интенсивный рост. Наверняка на этом этапе Амансио занимал уже роль Лидера для сотрудников своей компании, а его продукция была лидером среди покупателей [3; 4]. На этом этапе от Амансио требовалось преимущественно выполнение функции интеграции [1; 2].

То что Амансио Ортега к этому моменту играл роль Лидера подтверждает и тот факт, что в 2001 году он создал Фонд «Амансио Ортега». Это частная некоммерческая организация, которая направлена на содействие всех видов деятельности в области исследований, образования и науки.

В 2011 году Амансио Ортега оставил пост председателя правления Inditex. То есть он передал свою роль Менеджера и занял роль Инвестора. Хотя если проанализировать весь путь Амансио Ортега, он выступал в роли инвестора на протяжении всего развития своего холдинга: оценивал перспективность и меру риска новой деятельности, вкладывал свой капитал в развитие бизнеса. На момент 2012 года Амансио Ортега является четвертым по величине состояния человеком на Земле.

Стоит отметить, что не смотря на свой колоссальный успех, Амансио Ортега никогда не встречается с журналистами, никогда не делает публичных заявлений. Он обедает в рабочей столовой, не устраивает банкетов, званых приемов. Его основное место пребывания – фабрика. Первая постановочная фотография Амансио появилась в газетах лишь в начале 2000-х, когда число его магазинов исчислялось тысячами, а самому Ортега было за шестьдесят. «Я хочу, чтобы единственными людьми, узнающими меня на улице, были моя семья, друзья и коллеги», – заявил Ортега журналисту, которому единственному удалось приблизиться к нему буквально на десять секунд и задать один, но интересующий всех вопрос. Можно сделать вывод, что мотивация Амансио, не смотря на то, что он из бедной семьи, не связана со стремлением к власти или с финансовым обогащением. К сожалению, из-за недостатка информации, мы не можем сделать точные выводы, какие мотивы толкают Амансио Ортега к достижению таких значимых результатов.

Если проанализировать развитие Амансио Ортега, можно сделать вывод, что он прошел все этапы на жизненном пути Бизнесмена: он выступал в роли и Предпринимателя, и Менеджера, и Инвестора, и Лидера [3; 4]. Можно предположить, что залогом успешного прохождения этого пути явилось умение сочетать в себе разные функции, компетенции лидера и активизировать их на определенных этапах развития бизнеса [1; 2].

Ключевые советы по достижению лидерской позиции, выведенные на основании психологического анализа биографии Амансио Ортега Гаона:

  1. Понимать, что никогда не поздно открыть свое дело, стать лидером.
  2. Верить в себя и делать все возможное для достижения своей цели, даже если в тебя не верят окружающие.
  3. Не бояться рисковать.
  4. Быстро принимать решения в кризисных ситуациях.
  5. Не останавливаться на достигнутом, даже если уже достиг очень многого.
  6. Уметь сочетать в себе разные компетенции лидера и применять их на подходящих этапах развития бизнеса.

Литература

  1. Адизес И.К. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. Пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. — 262 с.
  2. Адизес И.К. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 320 с.
  3. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. - М. : АРМАДА, 1998. - 511 с.
  4. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 471 с.

Материал подготовлен Брукштын Ксенией в рамках курса "Лидерство и построение команд в бизнесе"  профессора Базарова Т.Ю.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×