Джеффри Безос

Американский бизнесмен, основатель интернет-компании Amazon.com, один из богатейших людей в мире

Биография

Джеффри Безос родился 12января 1964 года в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Дедушка Безоса — Бернард Веспер - был региональным директором комиссии по атомной энергетике Америки, благодаря сбережениям своего отца смог  прикупить на юге штата заброшенный сбережениям своего отца смог прикупить на юге штата заброшенный участок площадью в 25 000 акров, где Безос провел многие года молодости, работая с дедушкой.

Джефф родился хилым и капризным и недоношенным ребенком. Его отец ребенка исчез где то спуся год, предоставив заботы о малыше Жаклин (мать Безоса), которая, в свою очередь, перепоручила Джеффри своему отцу и отправилась на поиски нового счастья. И счастье не замедлило найтись – оно явилось в виде всклокоченного загорелого юного красавца, одного из ночных охранников банка, в котором служила сногсшибательная Жу. Парень сверкнул белозубой улыбкой и представился: «Мигель, можно просто Майк!»

Мигель Безос был сверстником Жаклин, она привезла Майка на ранчо родителей и подвела к сыну. «Ты мой новый па?» - спросил четырехлетний малыш. Мигель покосился на подругу. «Ты научишь меня драться?». Мигель кивнул. Позже Джефф говорил так: «Моим отцом, моим настоящим отцом, был тот парень, который меня вырастил».

Позже Жаклин и Мигель поженились.

Джефф научился драться, а еще он научился конструировать разные штуки. После школы он бродил по дому с отверткой в поисках работы для пытливого ума и ловких рук. В своей комнате он разобрал и собрал все, до чего сумел дотянуться. Папа и мама не пытались ему мешать, они были слишком заняты - работали в банке и одновременно учились в университете.

С пяти лет мальцу твердили: «ты уже большой, ты наша опора, вся надежда на тебя»

И Джефф всерьез стал подумывать о будущем. Он запирался в комнате и изобретал разные фантастические штуки: солнечную батарею из фольги и зонтика, дверной звонок из старого будильника, прочие мелочи не в счет. Позже Майк выделил ему для опытов гараж  Каждое лето Джефф уезжал на ранчо и вместе с дедом воплощал в жизнь некоторые из своих затей. Они усовершенствовали ветряную мельницу, миникомбайн, гусеничный трактор.  

Когда семья переехала в Майами (штат Флорида), Безос учился в средней школе Miami Palmetto. Во время обучения в средней школе, он посещал Студенческую Научную Обучающую Программу в университете Флориды, где получил награду “Серебряный рыцарь” в 1982 году. Планируя изучать физку, Безос учился в Пристонском университете, но скоро вернулся к своей любви к компьютерам и  получив Бакалавра наук электротехники и информатики.

После окончания Пристонского университета в 1986 году Безос работал в области информатики на Уолл-стрит.  Благодаря разработке сети для финансовых операций, которую Джеф разработал для компании Fitel, его заметил Дэвид Шоу, президент компании D. Е. Shaw. И предложил Безосу контракт и через неделю после этой встречи Джеф переходит в его компанию в собственный кабинет на Манхеттене. В обязанности Безоса теперь входило появляться на работе только при наличии вдохновения. Дэвид Шоу попросил Джеффа время от времени думать о новых сферах бизнеса и страхования, программном обеспечении и, наконец, еще мало кому известном Интернете. После Безос работал в Banker Trust, где он стал вице-президентом. Позже он опять работал в области информатики для DE Shaw & Co.

После окончательного увольнения из данной организации в 1994 Джефф становится учредителем и генаральным директором собственной компании Amazon.com.

Это случилось 1 мая 1994 года. Джефф (к этому моменту уже вице-президент компании D.E.Shaw) сидел, обхватив голову руками, в своем рабочем кабинете на 39-м этаже небоскреба, расположившегося в самом центре Манхэттена. «Почему электронная коммерция сможет принести больше денег, чем коммерция традиционная? Люди всегда хотят пощупать товар до покупки. Только лекарства приобретаются по чужому рецепту. Но связываться с Минздравом? Нет, себе дороже. Автомобили? Компьютеры? Это вечная головная боль с гарантийными обязательствами. Так что же?» Раздался звонок. Безос снял трубку. Звонила жена (юная сотрудница Shaw, начинающая писательница, очаровательная МакКинзи), она спрашивала, не забыл ли он про витамины.

«Милая Ма. Она корпит над своим романом, но находит время для подобных звонков… Романом? Ха! Романом!… Книги! И как только мне это сразу не пришло в голову?! Тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч наименований. Автор, краткая аннотация, и все. Главное, чтобы клиент смог, обязательно смог найти то, что хочет. Какой книжный магазин сможет похвастать таким же ассортиментом? А Интернет? Интернет - просто идеальный контейнер для хранения безграничной информации».

 

Становление Аmazon

«Я действительно собираюсь совершить это безумие. Я намерен основать компанию, которая займется продажей книг через Интернет».

Дело в том, что анализируя возможный незадействованный рынок сбыта, Безос пришел к выводу, что из всех товаров, продаваемых через рассылку по почте, книги пользуются наименьшим спросом. Так как не существовало крупных каталогов. Дело было в том, что такие каталоги должны были вмещать в себя миллионы названий, а выглядеть подобный каталог должен был больше, чем телефонная книга. Размещение такого объема информации в Интернете – было идеальным выходом.

Однако все упиралось в инвестиции. Джеф никак не мог найти инвестора, который согласился бы вложить свои деньги буквально в никуда. Поэтому единственными рискнувшими были его родители. 300 тысяч долларов, вложенные отчимом, через пять лет сделали того миллиардером.

В 1997 году акции интернет-магазина Amazon.com впервые появились на торгах Уолл-стрит. Безос был первым, кто создал интернет-магазин, и он первым решил размещать ссылки на свой магазин на других сайтах. И за это он перечисляет владельцам таких сайтов процент с каждой покупки, совершенной после захода через их сайт.
Вскоре Amazon.com успешно конкурировал с крупнейшей книготорговой компанией США - Barnes & Noble, которые продавали свои книги традиционным способом. Barnes & Noble из-за этого открыли собственные интернет-магазины.

В 1999 году акции Amazon.com в пять раз вырастают в цене. И хотя заслуга в этом больше благодаря спросу на бирже, а не доходу самой компании, именно это и приносит Безосу миллиардное состояние.

Сейчас через сайт Amazon.com возможно приобрести не только книги, но и мебель, строительные материалы, фильмы и многое другое.

В 2005 году Безос был на 41 месте в рейтинге самых богатых людей планеты. Его состояние оценивалось в 4,8 миллиарда долларов. В 1999 году журнал «The Times» называет его человеком года.

Однако Джефф не останавливается на достигнутом. В 2000 году Безос основал компанию Blue Origin, занимающуюся запуском полетов людей в космос. Компанию держали в тайне около пяти лет и впервые она стала публично известна лишь в 2006 году при покупке значительной части земли в западном Техасе для запуска и тестирования объектов.В 2011 году в интервью он указал, что основал космическую компанию, чтобы позволить обычным людям полететь в космос, и заявил, что компания стремится к снижению затрат и повышению безопасности космических полетов.

Особенности Amazon

«Пустое кресло»

Более века назад ритейлер Маршал Филд произнес сакраментальную фразу: «Клиент всегда прав».

Безос смог перенести это правило в эпоху интернета, воплотив в реальность мечту любого бизнесмена: определять, чего хотят покупатели, до того, как пробит чек. И пока большинство компаний Кремниевой долины делают королей из своих инженеров, в Amazon упорно доказывают возможность иной модели. Безос обхаживает 164 млн потребителей яростнее, чем 56 000 подчиненных.

Иногда во время встреч Безос намеренно оставляет одно из кресел пустым, предлагая присутствующим включить воображение и представить, что там сидит их клиент, «главный человек в комнате». Компания оценивает свою деятельность при помощи 500 параметров, 80% из которых так или иначе завязаны на взаимодействии с клиентами. Разработанные Amazon алгоритмы анализируют потребительское поведение одних покупателей, превращая их в рекомендации для других, а список бестселлеров на сайте обновляется каждый час. Безос кратко именует это «культурой метрики», и ей пропитана вся компания.

В арсенале большинства экс-сотрудников Amazon обязательно есть истории о маниакальном внимании главы компании к интересам потребителей. Один из них рассказывает, как настойчиво Безос пытался сделать коробки, в которых доставляются товары, максимально прочными и привлекательными — в таком случае люди могут использовать их повторно. Тина Патерсон, бывший бренд-менеджер Amazon, вспоминает другой случай: Безос запретил выпускать в эфир рекламу, где владелец Kindle превращался в храброго матадора, которого отправляет в полет бешеный бык. После тестового просмотра ролика все смеялись, кроме CEO:«Наш клиент получает по заднице. Мы не можем допустить, чтобы ему было больно».

Пользователи платят взаимностью. В рейтинге потребительской удовлетворенности, составляемом Университетом Мичигана, Amazon на протяжении долгого времени держится в первой десятке.

Такая психология одновременно позволяет Amazon оставаться одной из самых инновационных компаний в мире.

«Мы привыкли сажать зернышко и подолгу ждать, пока из них вырастет дерево. Мы не думаем о результатах следующего квартала или года: мы фокусируемся на том, что будет хорошо для покупателей», — говорит Безос.

Взять, например, Kindle. Босс Amazon был уверен, что миллионы людей захотели бы электронный ридер, книжки бы на который скачивались прямо из интернета, очень быстро и просто. Инженеры Amazon были свободны в выборе средств для достижения цели.

Когда кто-то из финансового отдела спросил Безоса, как много денег они готовы потратить на этот проект, тот ответил: «А сколько у нас есть?».

Многие посчитали сомнительной идеей планшет Kindle Fire. Он продается всего за $199, что не покрывает затрат на его производство. Безоса это не смущает. Он называет планшет «самым успешным продуктом в истории Amazon». Если владельцы Fire будут совершать в Amazon покупки, затраты на его распространение будут покрыты с лихвой.

Правило «двух пицц»

Максимальная экономия —еще один бог Amazon. В обращении к акционерам в 2009 году Безос объявил войну muda, что на японском означает «лишние траты». Чем лучше мы будем оптимизировать издержки, тем более привлекательные цены сможем предлагать потребителю, декларировал он. Компании удалось повысить эффективность использования места на своих складах, освободив около 2 млн квадратных метров.

Экономия ощущается и в офисах Amazon. На сайте Glassdoor.com, где бывшие и действующие сотрудники различных компаний выставляют оценки своим работодателям, Amazon набирает 3,1 балла из 5 возможных, немного опережая сеть фаст-фуда Burger King. Скажем, в Amazon действует мораторий на использовании цветных принтеров и полеты первым классом (Безос, впрочем, иногда арендует частный самолет, но платит за него из собственного кармана). В офисах компании в качестве рабочих поверхностей используются плохо обработанные доски, приучившие работников таскать с собой наждачную бумагу, чтобы спасать от заноз рубашки и свитера. Никто из топ-менеджмента не получает в год больше $175 000, а зарплата самого Безоса заморозилась с конца «девяностых» на отметке в $82 000. Экспериментами в Amazon занимаются команды из минимально возможного количества человек. Если группе требуется больше двух пицц, это слишком большая группа, уверен Безос.

Стив Йегги из Google, ранее работавший в Amazon, разразился огромным резонансным постом в интернете, где раздраженно описал работу в обеих компаниях. Он раскритиковал скупой декор офисов, плохой HR, маленькую зарплату и необходимость заниматься грязной работой.

Безоса он описал как наводящего страх пирата, тиражирующего приказы, из-за которых подчиненные начинают бегать как муравьи, спасающиеся из охваченного огнем муравейника.

Впрочем, одновременно Йегги отдает должное способности главы Amazon проводить масштабные инновации и изменения в бизнесе компании.

Правило «двух пицц» позволяет Безосу начинать десятки небольших инновационных проектов, не тратя на это существенных ресурсов. Например, даже Google со всей своей инфраструктурой не смог опередить Amazon и начать брать ренту за аренду облачных мощностей. Последнее обстоятельство очень беспокоит Йегги, покинувшего Amazon ради более привлекательных условий интернет-поисковика, где сотрудников бесплатно кормят и развозят по домам на автобусах с Wi-Fi.

Цитаты

  • Мы получали обычные здравые комментарии здравомыслящих людей, которые не верили бизнес-плану; они просто не думали, что идея будет работать.
  • Централизованное распространение в конечном итоге приведет к возврату утроенного инвестированного капитала.
  • Существует два вида торговцев - одни усердно работают над тем, чтобы сделать цены выше, другие усердно трудятся над тем, чтобы сделать их ниже.
  • Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточиться не на покупателях, а на конкурентах. Вам нужно определить, что хотят покупатели и как им это дать.

 

 

Источники:

Материал подготовлен на занятиях Тахира Юсуповича Базарова и выполнен студенткой Бойченко Маргаритой

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×