Джек Уэлч

Биография:

Джон Фрэнсис «Джек» Уэлч-младший  — один из наиболее известных бизнес-лидеров в мире: журнал Fortune, подведя итоги развития бизнеса в ХХ веке, признал его «лучшим менеджером столетия». Необыкновенные бизнес-инстинкты и уникальные лидерские качества этого человека в сочетании с эффективными технологиями управления сделали крупнейшую компанию США «Дженерал Электрик» динамичной и мобильной, а главное — самой успешной компанией мира.

Джек Уэлч родился 19 ноября 1935 года в городе Пибоди, штат Массачусетс. Его отец был кондуктором на железной дороге на участке между Бостоном и Мэном; мать – домохозяйкой. Поступив в Университет Массачусетса изучать химию, он стал первым в семье, кто пошел в колледж. Уэлч так объяснял выбор предмета: «Мой дядя был инженером на электростанции в Салеме, так что специальность инженера казалась мне очень значительной. Я выбрал химию и влюбился в нее. Далее химия и профессия инженера изучались параллельно». Степень бакалавра в области химических технологий он получил в 1957 году в Массачусетском университете, а степень магистра и доктора наук — в 1960 году в университете штата Иллинойс.

В 1960 г. он поступил на работу в GE на отделение пластмасс в Питсфилде, Массачусетс. General Electric привлекала тем, что находилась рядом с домом его семьи в Массачусетсе, а также доходом 10 500 долларов. С желанными 30 000 пришлось немного подождать.

У Уэлча не возникло к General Electric любви с первого взгляда. После года работы он захотел перейти из Питсфилда в International Minerals & Chemicals в Скоки, Иллинойс. Молодой своевольный Уэлч пришел в ужас, столкнувшись с корпоративной бюрократией. Но Уэлча не захотели отпустить. Его начальник пообещал избавить его от бюрократии. (Он это сделал, но с тех пор Уэлч неизменно бунтовал против любых проявлений бюрократии, где бы они ему ни встречались.)

Итак, Уэлч начал быструю и эффектную карьеру в General Electric. В 1968 г. в 33 года он стал самым молодым главным менеджером компании. Затем – старшим вице-президентом и управляющим сектором потребительской продукции и услуг и одновременно заместителем председателя General Electric Credit Corporation. К 1979 г. он был заместителем председателя и исполнительным директором. Тем временем он сделал на пластмассах внушительный двухмиллиардный бизнес; усовершенствовал бизнес по производству медицинского диагностического оборудования. Он действовал жестко и уверенно.

Последний прыжок к вершинам иерархии General Electric произошел в 1977 г., когда председатель General Electric Редж Джонс предложил Уэлчу переехать в штаб в Фэрфилде, Коннектикут, с целью принять участие в конкурсе на замещение его должности. Джонс знал, что хотел увидеть в своем преемнике. Достаточно скоро он понял, что Уэлч отвечает всем его требованиям.

В декабре 1980 г. Уэлча объявили новым главным администратором и председателем General Electric. Это был рекорд: сорокапятилетний Уэлч стал самым молодым управляющим в истории компании. Однако он был только восьмым главным администратором компании за 92 года ее существования.

Он возглавил компанию, которая являлась в то время эталоном американской корпоративной мощи и современных методов управления. General Electric всегда менялась с течением времени, впрочем, обычно слегка запаздывая. Изменение направления и изучение нового давались нелегко. В General Electric все взвешивали, прежде чем сделать очередной шаг, минимизировали риски, но все же продвигались вперед. Будучи иерархической и бюрократичной по своей структуре, она все же управлялась демократичнее, чем многие другие корпоративные гиганты.

Уходя в 2001 году на пенсию, прославленный топ-менеджер нашел себе достойного преемника. Сегодня Уэлч продолжает активную жизнь — консультирует руководителей крупных корпораций, возглавляет собственную компанию Jack WelchLLC, выступает с лекциями, пишет книги. 

Во многом поворотными моментами в жизни Джека Уэлча были выбор связать свою жизнь с химией, а впоследствии стать специалистом в сфере химических технологий и выбор General Electric в качестве первого места работы. Благодаря умению «разбирать вещи и изучать, как они работают», огромной энергии, стальным нервам, сильному характеру, уверенности в себе, простоте и скорости, он и добился таких заоблачных высот.

Как говорил сам Джек: «Представлять вещи простыми - один из ключей к успеху в бизнесе. Имей смелость изъясняться просто. Простота – это практически форма искусства, имеющая много определений. Простые сообщения передаются быстрее. Простой дизайн быстрее идет в производство. Простое описание ситуации приводит к быстрому принятию решения».

Путь к успеху:

Джек Уэлч планировал начать революцию в GE с того самого дня, как был назначен руководителем компании, и без промедления приступил к осуществлению своего плана. Никто больше в мировом бизнесе не обладал таким видением трансформации по сути здоровой крупной компании, исправления того, что не являлось неисправным. Он наметил два направления перестройки самой стратегии управления компанией:совершенствование системы управления и сокращение непрофильных активов.

Революция, совершенная Уэлчем, началась сверху. Он превратил GE в более стройную, сильную, быструю и конкурентоспособную компанию. Теперь в корпорации стало меньше сотрудников, меньше подразделений, меньше управленцев и больше лидеров. Хотя многим GE представлялась «иконой» американского бизнеса, священной организацией, в которой нельзя менять установившееся положение вещей, Уэлч применил правило Дарвина «выживает только сильнейший и наиболее приспособленный» как к организации в целом, так и ко всем ее бизнес-единицам и сотрудникам по отдельности. Те, кто «выжил», и были по-настоящему нужны компании.

Но Джек Уэлч не просто «сокращал штаты», он разработал собственную кадровую политику: по итогам года увольнялись лишь те сотрудники, которые показывали самые низкие результаты в работе. Жесткость предложенных мер обоснованно критиковалась, но они доказали свою эффективность, поэтому некоторые инновации GE, в частности, «соревнование снизу», переняли многие корпорации. 

И до прихода Уэлча в GE была традиция — раз в год на заседании Совета директоров анализировать деятельность управленческого состава для выявления перспективных кандидатов на повышение. Джек дополнил ее почти драматургическим действом: в конце заседания запечатывался конверт, в котором было написано имя его преемника — самого достойного топ-менеджера компании (на случай внезапной кончины действующего председателя Совета директоров).

Уэлчу удалось сломать устоявшиеся стереотипы: в результате проведенных преобразований компания избавилась от многих непрофильных направлений деятельности и бесперспективных производств, число работников сократилось с 412 до 222 тыс., производительность труда значительно повысилась. Управленческая структура GE обрела гибкость, повысилась эффективность принимаемых решений, в компании стал привычным творческий, энергичный и гибкий подход к решению поставленных задач. Цена роста эффективности была высокой, но такие жесткие, даже жестокие методы управления позволили превратить GE в одну из самых дорогих корпораций мира.

В 1989 году компания начала реализацию концепции Work-Out («Разминка»). Это была смелая попытка трансформировать корпоративную культуру: создать атмосферу доверия, устранить бюрократические препоны, стимулировать свободный обмен новыми идеями. Консультанты проводили неформальные встречи сотрудников, создавали группы для решения возникающих проблем, обучали менеджеров всех уровней. В результате GE стала эффективной организацией, свободной от традиционно жестких барьеров между специалистами разных подразделений и профессий, между компанией и ее ключевыми поставщиками. Уэлчу удалось радикально (и очень быстро) перестроить корпоративную культуру, привить сотрудникам новые ценности: главное — работа на благо клиента.

Успех компании в высококонкурентной среде напрямую зависит от качества выпускаемой продукции, поэтому в 1995 году Джек Уэлч начал борьбу за лидерство в качестве, для чего ввел программу управления качеством по методу «шесть сигм» (Six Sigm Qulity Mngement). Эта программа ориентирована на достижение «почти совершенства» в производстве при помощи последовательных улучшений всех процессов, которые контролируют специально обученные эксперты. В основе идеологии управления качеством «шесть сигм» лежит личная ответственность работника за качество. «Мы против старой системы контроля, поскольку она не учитывает человеческий фактор. Теперь это работа менеджера, руководителя, каждого сотрудника. Качество — дело каждого», — утверждает Уэлч.

На протяжении 20 лет Уэлч был лидером ряда революций в GE. Он стремился превратить бюрократическогоую медлительную и крайне неэффективно использующую людские ресурсы корпоративную махину в высокопродуктивную предпринимательскую организацию, которая может действовать быстро, просто и вдохновенно, подобно малым фирмам. С учетом гигантских размеров и сложности организационной структуры GE задача была воистину героической, но Уэлч знал: если он хочет сделать GE самым конкурентоспособным предприятием в мире, трансформация необходима.

И Джек Уэлч добился своего. Он превратил устаревшую корпорацию в компанию, вызывающую в мире наибольшее восхищение.

Основные принципы:

В новой корпоративной культуре роль лидера – сформулировать видение, сделать его для всех желанным, и реализовать его, для чего нужны открытые заботливые отношения с каждым подчиненным и общение лицом к лицу. Ведь, люди, которые не могут убедительно сформулировать свое видение, не смогут добиться успеха. А те, которые добьются успеха, станут еще более открытыми, поскольку успех порождает уверенность в себе.

Джек Уэлч считал,  что все сотрудники компании должны быть лидерами, иметь достаточно свободы и быть наделенными широкими полномочиями.

Джек Уэлч был твердо настроен развить и использовать скрытые резервы коллективной мощи сотрудников, он  определил по-новому отношения между начальником и подчиненным.

Джек Уэлч писал: "Каждый человек – это фонтан творчества и инноваций, и мы боремся за то, чтобы все наши люди приняли непривычную для многих истину, что часто лучший способ управлять людьми – это уйти с их дороги. Только путем высвобождения энергии и огня наших сотрудников мы можем достичь решительного и постоянного улучшения продуктивности, которое даст нам свободу конкурировать и побеждать в любом бизнесе в любой точке земного шара."

Джек Уэлч считал, что нужно создать видение, которое будет вдохновлять всех сотрудников фирмы и указывать им направление. Видение должно быть достаточно широким, чтобы допускать гибкость действий. Нужно сообщить всем в организации об этом видении и создать культуру, восприимчивую к инновациям, которая поощряет предпринимательское творчество, чтобы превратить это видение в реальность.

"Лидеры вдохновляют людей своим ясным видением того, как можно делать вещи лучше», — пишет Джек Уэлч. «Лучшие корпоративные лидеры не занимаются тем, что подробно инструктируют своих подчиненных относительно того, что и как им делать, шаг за шагом. Лучшими лидерами являются те, кто рождают идеи и описывают свое видение будущего, которое вдохновляет людей на действия».

Главное — знать направление и придерживаться общих принципов.

GE никогда не двигалась в будущее вслепую. Она предвидела будущее и старалась создать его.

Джек Уэлч бросил клич – разрушить границы между отделами и их функциями. «Наша мечта 90-х гг. – это компания без границ, компания, где разрушены стены, которые отделяют нас друг от друга, – говорит Уэлч. – В компании без границ, по нашим представлениям, исчезнут помехи для общения между инженерами, производителями, маркетологами, службой продаж и обслуживанием клиентов. Исчезнут и различия между внутренним и международным бизнесом – нам будет так же удобно работать в Будапеште и Сеуле, как в США. В подобной компании будут уничтожены групповые ярлыки, такие как «менеджмент», «производство» и другие, которые мешают работающим вместе людям. Будут стерты и внешние границы – например, между компанией и ее главными поставщиками, и они вместе с нами станут частью единого процесса, цель которого – благо клиента».

Победа над бюрократией стала настоящим наваждением Уэлча и GE. Много раз он провозглашал лозунг: «Бороться с бюрократией, уничтожить иерархию». Фактически, к этой мысли он возвращался в каждом своем интервью.

Джек Уэлч: «Основная моя работа состояла в том, чтобы развивать таланты. Я как садовник ухаживал за 750 наших топов. Конечно, сорняки тоже приходилось выпалывать».

Джек Уэлч не только эффективно работал; всю жизнь он развивался как личность и специалист. В его карьере отсутствует инертность среднего возраста. Он продолжал учиться, постоянно добавляя все новые знания к уже имеющемуся внушительному багажу. Он постоянно менялся, не обращая внимания на социальные стереотипы.

Решающим фактором для эффективного руководства, кроме живого ума, является наличие ясной и законченной концепции.

Хотелось бы также привести  25 уроков Джека Уэлча для современных бизнес-лидеров, которые, как мне кажется, будут очень интересны и полезны:

I. Будь больше лидером и меньше управленцем

  1. Будь лидером
  2. Меньше управляй
  3. Ясно сформулируй свое видение
  4. Упрощай
  5. Будь менее формальным
  6. Заряжай других энергией
  7. Смотри реальности в глаза
  8. Смотри на перемены как на возможности
  9. Ищи хорошие идеи повсюду
  10. Доводи начатое до конца

II. Создай чемпионскую организацию

  1. Уничтожь бюрократию
  2. Разрушь границы
  3. Поставь на первое место ценности
  4. Выращивай лидеров
  5. Создай культуру, нацеленную на непрерывное обучение

III. Раскрой потенциал своих людей

  1. Вовлеки каждого
  2. Сделай каждого игроком команды
  3. Дерзай
  4. Вселяй в людей уверенность
  5. Преврати работу в удовольствие

IV. Преврати компанию в лидера на рынке

  1. Будь № 1 или № 2
  2. Сделай качество стилем жизни
  3. Постоянно внедряй инновации
  4. Преврати скорость в норму
  5. Всели в свою фирму дух маленькой компании

Качества:

Джек Уэлч с самого детства отличался огромным упорством, которое с возрастом стало только усиливаться. Умен, инициативен, умеет хорошо прогнозировать события. Он всегда сосредотачивается на стратегических вопросах, понимает «главное» в каждом вопросе. Он не любит копаться в мелочах. Умеет увлечь людей своим личным примером, многие люди считают принципы его работы самыми гениальными и эффективными. Он обладает огромной энергией и заряжает ей других. Целеустремленность, умение довести любое дело до конца отличают Джека Уэлча. Он очень уверен в себе, умеет рисковать, ошибаться, учиться на своих ошибках. Джек Уэлч умеет получать удовольствие от своей работы, любит простоту во всем. У него хорошее чувство юмора, он добрый, но справедливый и даже иногда жесткий руководитель. Всегда демонстрирует целостность, способность учиться всегда и везде, Он приветлив со всеми, но знает границы в общении с любым человеком.

Литература:

  1. Уэлч Дж., Бирн Р. Джек. Самая суть / Пер. с англ. — Транзит-книга; АСТ, М, 2004. — 480 с.
  2. Крейнер С. Бизнес-путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля / Пер. с англ. — СПб.: Изд. «Крылов», 2004. — 192 с.
  3. Слейтор Р. Принципы управления от легенды Generl Electric Джека Уэлча / Пер. с англ. — Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 288 с.

Материал подготовлен на занятиях Тахира Юсуповича Базарова и выполнен студенткой Зосимова С. А.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×