Встреча Клуба коммерческих директоров

27 февраля 2009 года состоялась очередная встреча Клуба коммерческих директоров, по теме: "Кризис – это возможности для лидера".

Ведущий: Радмило Лукич, бизнес-тренер, консультант, основатель консалтинговой компании «Pinta Lab Ltd» http://www.pintalab.ru/, ООО «Лаборатория Радмило Лукича».

Автор и ведущий мастер-класса: Альфрид Лэнгле Ph.D., M.В., профессор Института Практической Психологии ГУ- ВШЭ, президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии.

Профессор провел два мастер-класса по темам: «Психологические ресурсы личности» и «Лидерство как передача ценностей и смыслов: источников харизмы, шарма и авторитета».

Необходимо отметить, что мастер-класс, который Альфрид Лэнгле провел в Клубе, очень сильно отличается от предыдущих мероприятий. Были рассмотрены вопросы психологических ресурсов личности и взгляд на лидерство, как передачу ценностей и смыслов: источников харизмы, шарма и авторитета. Все вопросы направлены в русло философии экзистенциализма.

Для людей неискушенных, основную мысль можно сформулировать так – действия, совершаемые человеком не должны противоречить его внутреннему миру. То есть, залог успеха кроется в гармонии, в согласии с жизнью. Один из фундаментальных вопросов, который задает себе человек: «Я живу, но нравится ли мне жизнь? Присутствует ли полнота моего существования? Достойно ли я прожил свою жизнь?»

«Чувство упущенной жизни превращает смерть во врага, а умирание – в муку» Альфрид Лэнгле.

У нас нет возможности пересказывать выступление уважаемого профессора. В качестве иллюстрации его взглядов мы публикуем здесь интервью, которое дал А. Лэнгле корреспонденту издания «Business& Psychology Digest».

К. Коляда, корреспондент издания «Business& Psychology Digest» (Клагенфурт, Австрия) – интервью с А. Лэнгле специально для ИПП ГУ-ВШЭ:

Корреспондент: Уважаемый господин Лэнгле, что, по Вашему опыту, чувствует топ-менеджер – западноевропейский или российский – перед лицом мирового финансового кризиса?

 А. Лэнгле: Кризис можно рассматривать как пограничную ситуацию, имманентную человеческому бытию. Дело не в кризисе. А в способности переживать, проживать собственную сущность, экзистенцию. Согласно моему опыту, уровня топ-менеджера достигают люди незаурядные. Лишь небольшой процент из них подвержен опасности сломаться вследствие потрясений и потерь, вызванных финансовым кризисом. Большинство же топ-менеджеров, напротив, способны использовать ситуацию кризиса как импульс для собственного развития. Как профессионального, так и, что наиболее важно, развития личностного.

Две недели назад я проводил семинар с руководителями и топ-менеджерами компаний Австрии, Германии, Швейцарии. Мы были в очень красивом отеле посреди австрийских гор. Снаружи шел снег, словно уже была глубокая зима. А мы вместе рефлексировали те основные проблемы, с которыми мы в наше время сталкиваемся, работая с компаниями. И финансовый кризис воспринимался нами лишь как очередной повод для развития собственных управленческих компетенций.

Корреспондент: Господин Лэнгле, почему Вы, создатель новой оригинальной концепции психологии личности и один из ведущих мировых психотерапевтов, проводите специальные семинары для бизнесменов?

А. Лэнгле: С моей точки зрения, топ-менеджеры – одна из категорий людей, наряду, скажем, с деятелями науки и искусства, политиками – которые двигают вперед нашу западную цивилизацию. И для меня большая честь, если мой опыт как психолога и психотерапевта может чем-то помочь им. Дело в том, что сам по себе экономический результат деятельности, хотя он, безусловно, и важен, не дает полноты мотивации и удовлетворения человеку.

Я работал с руководством, например, «Райффайзен Банка», Баварского Ферайнсбанка, крупнейшего поставщика пищевых продуктов в Германии компании «РЭВЕ», крупнейшего поставщика компьютерного оборудования в Германии компании «Семикрон», ряда других предприятий Австрии и Германии. И мне часто приходилось слышать: «На наших предприятиях люди уже сыты по горло темой “мотивация”. Они больше ничего слушать не хотят про эту мотивацию. Эти люди приходят к нам с вопросом: “Какой смысл имеет то, что мы делаем?”» Таким образом, вместо темы “мотивация” в наших фирмах снова и снова возникает тема “смысл”. У многих людей возникает чувство, что то, что они делают, уже в какой-то степени шизофренично. Это уже больше не соответствует их опыту жизни, их переживанию жизни. Они изнуряют себя на работе, а потом им нужно покупать рекреационные программы в пятизвездочных отелях, чтобы быть способными вновь вернуться в ту шизофрению, из которой они на некоторое время вышли. Люди нуждаются в новом понимании того, что они делают. И здесь мы можем применить наши знания из экзистенциальной психологии для организационного консультирования и решения проблем лидерства.

Корреспондент: В чем состоят особенности экзистенциального подхода к бизнес-консультированию?

А. Лэнгле: Этот подход гуманистичен по своей сути. Вместо обычных контролирующих, репрессивных методов, вместо требований, вместо того, чтобы работать с тревогой и наказанием, мы показываем, как можно работать на уровне солидарности и партнерства. Вы никогда не завоюете доверие людей без солидарности и партнерства, потому что на человеческом уровне мы все одинаковы. И сильнейшим мотивационным фактором, побуждающим человека работать, является переживаемое в процессе работы ощущение внутренней исполненности. Это придает рабочему времени осмысленность, а самой деятельности – притягательность обязанности, выполняемой с удовольствием.

Внутреннее согласие со своей работой возникает в результате активного соотнесения человека с экзистенциальными реалиями: со своими способностями и возможностями, с собственной системой ценностей, с пониманием своего аутентичного призвания, а также с будущим, которое в результате работы видится как наполненное смыслом. Если эти мотивационные элементы положены в основу организационного устройства компании, они стимулируют сотрудников и повышают эффективность организации в целом. Таковы, в общих чертах, основные положения, на которых построена тренинговая программа «Совершенствование управленческих компетенций на основе развития ресурсов личности».

Корреспондент: Каковы главные моменты Вашей концепции аутентичного лидерства?

А. Лэнгле: Концепция современного лидерства основывается на четырех опорах – это реалистичное лидерство, лидерство, ориентированное на воплощение ценностей, аутентичное лидерство и лидерство, переживаемое как наполненное смыслом.

Хороший руководитель аутентичен. Это означает, что то, что он говорит, соответствует его собственным убеждениям, собственным переживаниям и собственным ценностям. И он имеет чувство, что когда он что-то говорит, он действительно является самим собой. И эта аутентичность придает его личности определенное излучение и дает руководителю естественный авторитет. Этот естественный авторитет невозможно натренировать. Это глубоко личностная вещь, она должна быть основана на собственных убеждениях, на собственной внутренней позиции. Чтобы развить авторитет, чтобы он вырос, нужно время. Это должно вырабатываться во взаимодействии, через диалог, через персональную встречу.

Можно научить вежливости, можно научить хорошим манерам и хорошему поведению, но в стрессовой ситуации или в какие-то отдельные моменты настоящее отношение человека и его истинные установки все равно проявятся, и тогда люди увидят и отметят, что то, что этот руководитель делает, не является аутентичным.

Согласно моему опыту, это часто является наиболее уязвимым местом руководителя. Если человек не может показывать себя таковым, какой он есть, то он начинает использовать какие-то инструменты, методы и техники, подавляющие других – для того, чтобы защитить себя. И чем слабее личность руководителя, тем более репрессивными методами он пользуется.

Многие ошибки руководства связаны именно со слабостью личности руководителя. Менеджеры в первую очередь защищают свою собственную позицию, свою должность, и недостаточно открыты по отношению к тому, что происходит в их организации. И, таким образом, у них недостаточно внутренней силы и внутренней прочности, недостаточно уверенности для того, чтобы быть способными вступить в диалог со своими сотрудниками и подчиненными.

Для того, чтобы быть способным завоевывать людей, человек должен иметь твердые основания внутри самого себя. Завоевывать людей в том смысле, о котором я говорил – устанавливать с ними отношения диалога, предлагать партнерство, приходить к персональной встрече, основанной на взаимной открытости. Для этого необходимо развивать личность руководителя, поскольку качество лидерства никогда не будет более высоким, чем это позволяет сила личности человека, который руководит.

Корреспондент: Господин Лэнгле, большое спасибо за то, что Вы нашли время ответить на наши вопросы.

А. Лэнгле: Спасибо Вам.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×