Адольф Дасслер

Досье

Адольф Дасслер родился 3 ноября 1900 года в маленьком баварском городке Герцогенаурах. Его мать была прачкой, а отец - пекарем. После Мировой Войны отец Адольфа – чтобы прокормить семью – принял решение заняться пошивом обуви. В этом деле была задействована вся семья, однако наиболее успешно дело пошло у Адольфа и его старшего брата Рудольфа. В июле 1924 года они основывают компанию «Обувная фабрика братьев Дасслер». Первой продукцией предприятия были тренировочные тапочки (наподобие чешек). В 1925 году Адольф (Ади) Дасслер придумывает шипованную обувь для тренировок (прототип футбольных бутсов). С 1928 года он начинает делать обувь на заказ для олимпийских спортсменов. В 1932 году в Лос-Анджелесе немец Артур Йонат стал третьим в беге на 100 метров – обувь на его ногах была замечена, на фабрику стали поступать массовые заказы. В 1936 году американский спортсмен Джессе Оуэнс в обуви «Дасслер» завоевал четыре золотые медали и установил пять олимпийских рекордов: марка «Дасслер» становится стандартом спортивной обуви. После Второй Мировой братья ссорятся и делят бизнес – фирма старшего Дасслера (Рудольфа) получает имя Puma, а младшего - Adidas (от его инициалов – ADI DASsler). До самой смерти братья не разговаривают, а их фирмы конкурируют между собой. Победа в этой конкуренции в течение всей жизни Адольфа (до 1978 года) остаётся именно за ним.

«Если я делаю то, что полезно – меня выбирает жизнь»

Когда Адольф Дасслер родился, он хотел быть пекарем, как его отец. Но не потому, что не видел для себя других путей, а потому, что это дело казалось ему очень… волшебным: «Когда ты смотришь за хлебом день за днём, то начинаешь замечать – он никогда не получается одинаковым! Всё время что-то меняется, стоит чуть-чуть сделать что-то по другому – и перед тобой уже совершенно новый хлеб… Мне это казалось волшебством. А какой мальчик не хочет быть волшебником? Без ярмарочных фокусов – Настоящим Волшебником».

Однако, вскоре после войны выяснилось, что семье, чтобы выжить, придётся заниматься чем-то другим. Парадокс – чтобы заработать себе на хлеб, семье пекаря пришлось освоить совершенно другое дело. Жалеет ли об этом Адольф – не очень: «жизнь выбирает то, что приносит пользу. И я тоже это выбираю. Если я делаю то, что полезно – меня выбирает жизнь». Это стало одним из его главных девизов.

Когда он увидел, что спортивная обувь, которой пользовались в конце 20х неудобна – он (сам заядлый футболист) придумал первые шипованные бутсы. Шипы на этих бутсах для него выковал местный кузнец: «Он потом говорил, что ни одна лошадь не доставила ему таких проблем, как я… Но, в отличие от лошади, я точно знал, какие мне нужны были “подковы”» - вспоминает Дасслер. Он предлагал попробовать эту обувь знакомым спортсменам – им понравилось и к нему стали обращаться спортсмены.

Он предложил свою обувь будущим олимпийцам – и они тоже признали её удобство. А когда это удобство вылилось в настоящий «дождь» из медалей – стало понятно, что без обуви от Ади Дасслера не обойтись.

Порой это стремление выливалось в странные последствия: так, во время Второй Мировой Адольф не пошёл на фронт, а был оставлен управлять производством спортивной обуви для тренировок немецких военных. Позднее, когда городок, где располагались фабрики Дасслеров, был отдан в зону американского военного влияния, он сумел наладить связи с американскими промышленниками, которые пригодились ему впоследствии. Возможно, именно эти обстоятельства послужили причиной разрыва между Ади и Рудольфом, который прошёл всю войну и побывал в плену у американцев.

Но они же помогали Адольфу всегда быть в центре коммерческих изменений. Темп футбольных мероприятий вырос – он предложил бутсы с сменяемыми шипами для разного типа покрытий, которые можно было адаптировать к любым условиям за 5 минут. Возникли новые виды спорта – он придумывает обувь для них. Люди захотели носить не только обувь с «победоносным» логотипом, но и одежду, аксессуары, сумки – Адольф Дасслер сводит знакомство с представителями текстильной промышленности, дизайнерами – и начинает расширение бренда.

«Я использовал любые возможности»

Другой отличительной особенностью Дасслера была его креативность и склонность в каждой ситуации видеть нестандартные возможности для решения.

Начнём с того, что ещё на заре бизнеса Дасслеров, когда их семья начала делать тапочки, именно Адольф предложил использовать в качестве текстиля – неизрасходованные запасы военной формы, а в качестве резины для подошв – покрышки от подбитых военных автомобилей. А что ещё можно было найти в послевоенной стране, лежавшей в руинах?

Надо сказать, что после Второй Мировой, когда Германия вновь столкнулась с кризисом ресурсов, Ади вновь повторил этот манёвр – и снова успешно!

Когда после расставания с Рудольфом был наложен взаимный запрет на использования эмблемы марки «Дасслер» - двух полосок, которые уже успели примелькаться на спортивных стадионах и в телерепортажах – Адольф, чтобы не потерять узнаваемость для производителей, добавил к двум полоскам третью – и запатентовал это, как знак бренда Adidas.

Когда он понял, что корреспондентам уже стало недосуг разбираться, в чьей обуви спортсмен выходит на поле – он решил установить вокруг поля рекламные щиты и растяжки, а также разместил рекламу на бортиках стадиона (по договорённости с Олимпийским комитетом) – первым, среди спортивных брендов. В результате его слава выросла настолько, что даже в качестве экипировки для советской сборной в 1972 году была выбрана марка Adidas!

Секрет успеха

Адольф Дасслер не любил говорить о причинах популярности своего бренда. Когда же его всё-таки об этом спрашивали, он отвечал так: «Я люблю футбол. Я не могу уже хорошо играть, но я хочу смотреть красивую игру. А чтобы игрок играл красиво, ему должно быть удобно… В сущности единственная причина, почему я постоянно стремлюсь сделать свою обувь ещё лучше – я хочу смотреть красивую игру. Такой я эгоист».