Артемий Лебедев

ДОСЬЕ: Артемий Лебедев родился в Москве 13 февраля 1975 года. В 1995 году основал студию WebDesign (в 1998 году переименованную в "Студию Артемия Лебедева", www.artlebedev.ru), которая является одной из первых и крупнейших студий веб-дизайна в Рунете. С 2001 года Студия Артемия Лебедева стала также заниматься промышленным дизайном. Наиболее известные работы Студии Лебедева: Яндекс (www.yandex.ru), Московское метро (www.metro.ru), Собрание сочинений Акунина (www.akunin.ru).

Главная черта биографии Лебедева – конфликт нового со старым. Иногда кажется, что даже беспроигрышное, но уже существующее решение обязательно приведёт его к провалу. А вот революционное – пусть даже ненадёжное и сомнительное – обеспечит успех.

«Нестандартное мышление – это когда не спрашивают, что это такое»

Будучи сыном Татьяны Толстой (писательница и телеведущая), Артемий Лебедев, конечно, мог выбрать себе в качестве профессии что-нибудь «гуманитарное». Он  даже ходил в школу с художественным уклоном (живопись, музыка, литература) – но успехами там совсем не блистал.

После школы поступил на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова… - и не закончил, отчислившись со 2-го курса.

С тех пор Лебедев принципиальный самоучка.

"Я ни на день не прекращал учиться. Только мне для этого не нужны вуз, деканат, идиоты-преподаватели физкультуры, зачетки, сессии и проч.

Мой красный с золотой росписью диплом – это моя студия"

В 1992 году вместе с другом основал дизайнерскую студию «А-квадрат», в которой работал до конца года (и был весьма успешен…)

В январе 1993-го года основал самостоятельную студию «Артографика», в которой занимался графическим, полиграфическим, каллиграфическим и другими видами бумажного дизайна. Он впервые увлёкся дизайном САМ – и уже через четыре месяца работы студии, его собственные дизайнерские решения начали приносить самые выгодные контракты.

С Интернетом Артемий Лебедев познакомился в 1995 во время поездки в Америку.

Кто Ваш кумир? (Отвечает Артемий Лебедев):

Артемий Лебедев не склонен признаваться, что на его жизнь повлияли какие-либо люди. Единственное соревнование, в котором по его мысли следует участвовать – это соревнование с самим собой. Если же тебя можно сравнить с кем-то другим – значит, тебе не удалось пока ещё стать достаточно уникальным:

"-Кто Ваш кумир?

- Я сам. У кумиров нет кумиров. Хотя знаете, пожалуй, это не точно… Я сам – но не сегодняшний, а завтрашний"

Что такое успех для Артемия Лебедева?

Это можно только процитировать, но если вкратце, успех – это поддержание постоянного интереса к своей работе. А главный провал – скука.

«Быть первым» – самая неэффективная цель. «Быть богатым» – тоже. «Быть известным» – тем более.

Интереснее надо цели подбирать

За счёт чего удалось добиться успеха?

Оригинальность. Честность по отношению к себе, видение нового. Готовность развиваться:

«Наш секрет – в бескомпромиссности в работе, таланте и наглости»

«Важный элемент в студии – это высокая концентрация сложных задач, которых считается западлом не хотеть решить».

«Зависть в творчестве бывает только у импотентов. У кого все хорошо, тот получает удовольствие от успехов других».

Особый «конёк» Лебедева – простые, лаконичные, малозатратные решения. Вот некоторые примеры его решений:

Приобретя авторитет в тогда еще очень маленьком русском Интернете за счет своей остроумной и симпатичной страницы, он сделал простой и гениальный коммерческий ход - учредил награду "НЖМД" (расшифровывается как "Накопитель на Жестком Магнитном Диске"), которую жаловал понравившимся ему русским сайтам. Значок "НЖМД" таким образом украсил большинство популярных страниц быстро растущего русского Интернета. Нажав "мышкой" на значок "НЖМД" читатель попадал (и сейчас попадает) на страницу Лебедева, где перечислены остальные "лауреаты". Таким образом Артемий сделал себе начальную рекламу, не вложив в нее ни копейки.

По словам Лебедева, некоторые технические находки были разработаны им и его студией. Одной из таких находок, как он утверждает, было изобретение «резиновых» (растягивающихся по ширине в зависимости от установленного разрешения экрана) сайтов, которые на Западе до сих пор являются большой редкостью.

Другим примером, по его словам, является пиктограмма «домик» (ссылка на главную страницу) особого рисунка, которую он считает своим изобретением. Позже «домик» его дизайна стал очень распространен в Интернете.

Отношение к работе, людям, себе:

Профессионализм, увлечённость, готовность и желание много работать. Недоверие к «халяве», прикидывающейся «творческим решением». Лебедева можно назвать «жёстким капиталистом» - он не станет работать с людьми из-за их характера или связей – только опираясь на их эффективность. Но в то же время для действующих сотрудников он не поленится создать максимально комфортные условия работы:

«Я верю в отношения между людьми. А все остальное – чушь»

«У нас в компании олимпийская сборная, если кто то перестал всех быстрее бегать, значит нет смысла его там держать, потому что он хороший парень... есть смысл держать если он бегает лучше всех и если он плохой парень.»

«Я не вижу никакого достижения в создании авангардных вещах. За оригинальность просто бью по рукам. Надо просто решить задачу, тогда результат будет оригинальным. А когда дизайнер начинает с оригинальности, получается чепуха».

«Многие дизайнеры ошибочно думают, что их призвание – быть такими творческими людьми. А я вообще не понимаю, как можно выносить творческого человека. С ним же просто неинтересно. Интересно с умным»

«По складу ума являюсь не дизайнером, а, скорее, режиссером».

«Я считаю, что полезно то, что нравится. Если мне нравится работать, пить кофе, курить, пить воду из под крана – значит, это полезно»

Важнейшие психологические качества:

* ответственность не только за себя, но и за всю профессиональную сферу деятельности + готовность её изменить («я хочу, чтобы словосочетание "русский дизайн" перестало ассоциироваться с лаптями")

* готовность много работать и уделять внимание качеству, проработке, технологии процесса. («Меня от слова «инновация» тошнит. А от слов «вариации на тему» у меня разливается приятное тепло в душе»)

Биография Лебедева выглядит скорее «технократичной», чем креативной (слово «креатив» под запретом на студии Лебедева). Но именно ему сопутствует наибольший успех в дизайне. В чём секрет? Возможно в том, что он принёс в мир дизайна понятие труда и закономерного вознаграждения. Искусство – это труд изнутри и праздник снаружи – стоит вспомнить, например балет. И если сторона «труда» не видна самим дизайнерам – значит, они смотрят на профессию «снаружи», как дилетанты…

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите вашу фамилию*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×