Евгений Чичваркин

Можно предположить, что история Чичваркина как предпринимателя берет начало с того момента, как учась на первом курсе, Евгений случайно столкнулся в Столешниковом переулке со своим другом, Артёмом Перевозчиковым, торговавшим бельём из Грузии. Чичваркин вскоре решает последовать его примеру. Так начинается «рыночная» эпопея, характерная для многих людей в 90-е годы. Но если большинство рассматривало рынок как возможность не умереть с голоду, то для Евгения он становится «школой предпринимательства».

В процессе торговли Чичваркин встречает спекулянта Лёшу, который становится его первым наставником. Именно Лёша научил Евгения двум основным правилам, которые Чичваркин пронёс через всю свою жизни: играть по своим правилам и не бояться.

После университета Евгений устраивается в компанию «Медиком» к своему другу Артёму Перевозчикову. И убыточная точка становится прибыльной.

2 апреля 1997 года Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин регистрируют свою компанию - ООО «Торговый дом "Евросеть"».

В 1998 году грядёт кризис. Долги компании в несколько раз превышают активы. Но Евгений не сдаётся – несколько раз в день переписывает ценники, покупает телефоны по наиболее выгодной цене, ставит удобный курс, берёт «фьючерсные» заказы на телефоны, которых пока нет (а если телефон не успевали привезти, продавцы развлекали покупателя чтением инструкции), и компания «встаёт с колен».

В мае 2000 года «Евросеть» была средней сотовой компанией, ничем особо не отличающейся от других. Кроме того, что Чичваркин быстрее других понял, что мобильные телефоны из «игрушки» превращаются в «средство связи».

Благодаря креативности Евгения «на грани фола» - нецензурной рекламе, «попадающей» в новейшие тенденции (снижение цен) – «Евросеть» становится узнаваемой. За 2000 год число салонов увеличивается с 11 до 27.

Известность играла не только на руку… В течение 2001 года склад компании в подвале офисного здания на Тверской с помощью всевозможных представителей власти - от милиционеров до пожарных - закрывали пятнадцать раз.

В это время в среде большого бизнеса Евгения считают «клоуном», «поп-звездой», «юродивым», что может препятствовать установлению серьёзных деловых отношений. Благодаря двусмысленности данного положения («лидера рынка» и «клоуна»), а также агрессивности Чичваркина 2000-е годы проходят под знаком войны «со всеми» - с производителями телефонов, с сотовыми операторами, с конкурентами, с государственными органами.

Масло в огонь подливает приход на рынок «правильного» игрока – компании «Связной», которая позиционирует себя как конкурента «Евросети». И многие компании начинают «дружить против» Чичваркина с владельцем «Связного» Максимом Ноготковым.

Несмотря на все сложности, до 2003 года выручка «Евросети» растёт. А в 2003 году Евгений начинает региональную экспансию, но «не тянет её» - выручка «Евросети» становится меньше запланированной. Но благодаря талантам Евгения и использованию проверенной стратегии, в целом «Евросеть» растёт. Открываются точки «Евросети» за рубежом – в Украине, Казахстане, Белоруссии.

С 2005 года компания начала скупать другие сети. Благодаря покупкам и по-прежнему высоким темпам роста количества собственных точек она быстро ушла в отрыв от остальных конкурентов и стала тем, чем является сейчас, то есть безоговорочным лидером, которую многие воспринимают как жуткую желтую громаду, нависшую над всем и вся. Но с 2006 года начинается другая история, в результате которой Евгений переезжает в Лондон.

От первого лица

  • «В идеале владельцу бизнеса хорошо бы осознавать, в чем его сильная сторона, что вызывает у него предпринимательский азарт. Я ничего не понимаю в продукте, зато понимаю в продажах и получаю от их организации удовольствие;
  • «Ничто не работает так хорошо, как собственноручно изобретенный велосипед. Поэтому я никогда не обращаюсь к услугам консультантов»;
  • «Консультанты все делают по учебнику, но так можно получить в лучшем случае 100 % эффективности. Делая все самостоятельно, можно получить и 500 %»;
  • «Чем ближе предприниматель к жизни, тем правильнее он сделает продукт для людей»;
  • «Чем больше делаешь вручную, тем живее получается. Чем больше заковываешь в правила, тем кондовее».

Правила успешности от Евгения Чичваркина

  • Выбрать хорошее место. Надо ориентироваться на покупателя - «влезть в его кроссовки».
  • Определиться, чем торговать.
  • Создать схему мотивации сотрудников. «Люди при отсутствии продаж должны голодать, а при хорошей продаже – жировать». В идеале они должны зарабатывать только на процентах.
  • Создать рекламу. Нет лучшей наружной рекламы, чем сам процесс продажи, поэтому магазин должен быть прозрачен.
  • Покупка должна стать приключением. У человека должно остаться что-то еще, кроме товара.

Составляющие успеха

Ещё в бытность продавцом Евгений выявляет основные составляющие своей стратегии:

  • Скорость;
  • Смелость;
  • Стремление вникнуть во всё самостоятельно;
  • Креативность;
  •  «Естественность», соответствие внешнего вида компании и внутреннего содержания.

Решения Е.Чичваркина

Удачные решения:

  • Сервисно-ориентированная стратегия в «Медикоме» превратила магазин из убыточного в прибыльный;
  • Принятое в 1997 году решение ориентироваться на «потоковую» модель продаж;
  • Активность и смелость Евгения в кризис 1998 года спасла «Евросеть»;
  • В мае 2000 года реклама с «хулиганским» слоганом сделала «Евросеть» узнаваемой;
  • В 2000-е годы Евгений не «почивает на лаврах», а сохраняет высокий темп развития компании, сочетая масштаб и гибкость.

Спорные решения:

  • Непрекращающаяся война «со всеми» и чрезмерно агрессивная политика;
  • Имидж «клоуна».

Неудачные решения:

  • Попытка производства собственного телефона «Евросети»;
  • Открытие сети «Евросеть-мини».

Источники

  • Котин М. Чичваркин Е…гений. Если из 100 раз тебя посылают 99. Спб.: Питер, 2008.
×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×