Коко Шанель

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года. Знак зодиака - Рыбы. Сиротство и бедность стали для Габриэль Шанель первыми "университетами" ее жизни, но от своих предков, крестьян-горцев из Южной Франции, она унаследовала непреклонность и стойкость перед трудностями, веру в лучшее и стремление к совершенству. У нее был великий дар самоучки, так как семье бабушки, куда отдал маленькую Коко отец после смерти ее матери, едва удавалось сводить концы с концами. Так что здесь мало задумывались об эстетических категориях красоты. Но вскоре и этот уютный уголок девочке пришлось покинуть и переехать в приют при монастыре.

Всю последующую жизнь Коко Шанель стремилась забыть о своем горестном детстве. Она боролась с прошлым, с тем унизительным существованием, когда в отчаянии кричала воспитанницам приюта: "Я не сирота!" Уже тогда за убогим столом она поклялась побороть собственную бедность и обездоленность.

В 18 лет Габриель стала работать продавцом в магазине одежды, а в свободное от работы время выступала в кабаре. Излюбленными песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что она и получила прозвище — Коко. Габриель не блистала в качестве певицы, но во время одного из её выступлений приглянулась офицеру Этьену Бальзану и вскоре переехала жить к нему в Париж.    

Однажды целый год провела она в загородном особняке. Днем занималась верховой ездой, по вечерам посещала светские приемы. Коко решила, что для езды на лошади платье — очень неудобная вещь, заявилась к портному с брюками, которые взяла у жокея и попросила сшить ей такие же.

Дамы, пришедшие к ней в гости, сначала были крайне удивлены, увидев Габриель на коне в мужских штанах. Но позже, за ужином они признали, что брюки и женщина — очень хорошее сочетание. В один день Шанель превратилась для жительниц близлежащих имений в законодательницу моды.

Спустя некоторое время она ушла к английскому бизнесмену Артуру Капеллу. Капелл не намеревается связывать себя узами брака, зато предлагает девушке денежное обеспечение. Но Шанель не могла жить на деньги, которые предлагал ей молодой человек, — девушка откровенно скучала без работы.

 Карьера

Артур Капелл поверил в Коко, выделил стартовый капитал и даже помог с презентацией магазина. В 1909 году Габриэль Шанель открыла небольшой магазинчик, ставший первым шагом в создании одной из величайших мировых империй моды. Шляпки от Коко Шанель отличались от тех, которые можно было обычно купить во французских модных магазинах. Коко высмеивала тогдашних модельеров за громоздкие модели шляп с драгоценными камнями и перьями, которые сложно было носить в повседневной жизни. Коко Шанель создала кардинально новую модель — миниатюрную изящную шляпку. Модель тут же пришлась по вкусу парижским модницам.

«Шанель» в одночасье превратился не просто в модный дом, но в элитный клуб, где парижанки подбирали модели головных уборов, общались между собой, а также охотились за новыми кавалерами. Артур Капелл вводит Коко в театральный круг, и актрисы моментально оценили шляпки от Шанель. С этого момента в своей маркетинговой стратегии талантливая модистка делает ставку именно на знаменитостей и активный пиар в прессе. В 1912 году популярная газета «Ле Мод» публикует целую статью о новом модельере, а страницы газеты иллюстрируются фотографиями известных актрис в шляпках от Шанель.

Но мечта модистки — создание собственной линии одежды. Уже в 1912 году Коко создает свой первый Дом моды в Довиле, но Первая мировая война временно мешает ее планам. В 1919 году Шанель открывает Дом моды в Париже. В это время у Шанель уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет). Главной чертой ее эскизов остается все та же, присущая шляпкам, минималистичность. Модельер открыто презирала важных дам, которые могли нагромоздить на себя тонну нелепых вещей, драгоценностей и аксессуаров. В своих моделях Коко Шанель отказалась от привычных корсетов, юбок на обручах, рюшей и шлейфов. Она разрабатывает собственную линию одежды из джерси — ткани, которая прежде использовалась для пошива мужского белья. У этой ткани были свои преимущества: относительная дешевизна и простота покроя. Кроме того, джерси отлично подходило для простых моделей одежды. Коко заимствует детали мужского гардероба: галстук, кожаную куртку, матроску, словом, практичные, но изящные элементы костюма. Модели от Шанель, удобные и простые, совершают настоящую революцию в мире моды, переворачивают представление о женском образе. Пресса наперебой вещает: «Женщина, у которой нет в гардеробе хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды». Завистники оскорбляют мужеподобный стиль. А Коко отвечает: «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».

В 1919 году в автокатастрофе погибает Артур Капелл, и это становится для Шанель сильным ударом. Именно тогда она разрабатывает новую модель — легендарное черное платье. Отныне носить траур будет не только она — вместе с Коко это будет делать вся Франция. Черный цвет окончательно входит в моду.

Однако в своей карьере Шанель не останавливается на достигнутом и в 1921 году Коко представляет новую марку духов «Chanel № 5». Вместе с ароматом Chanel № 5 создается и знаменитый логотип дома Шанель — впервые публика видит его на флакончике духов. Существует несколько версий его происхождения, и самая популярная из них гласит, что пересеченные в центре буквы «C» это не что иное, как инициалы знаменитой мадемуазель.

Казалось бы, что уже некуда двигаться дальше - все самые важные открытия сделаны, но это не так. Следующие элементы женского образа, которые решила создать Шанель, — украшения. Модельер сочетала несочетаемое: натуральные драгоценные камни и стразы. Шанель представляет общественности небольшую прямоугольную сумочку на цепочке, заявив, что она устала от ридикюлей, которые так легко потерять. Носить сумочку стало удобно, просто повесив ее на плечо. После начала Второй мировой войны Шанель закрывает все бутики кроме одного — в Париже. У нее начинается роман с немецким оккупантом, Коко знакомится с Гитлером. А после вывода немецких войск из Парижа известную модистку обвиняют в шпионаже и высылают из Франции на десять лет.

Это тяжелое испытание для карьеры Шанель. Однако она не сдается, хоть она и живет в Швейцарии, но ее духи продолжают успешно продаваться в Париже. В 1947 году Диор выпускают духи «Диорелла» и «Мисс Диор». Эти ароматы составляют конкуренцию привычным Chanel № 5. Коко возвращается домой с новой коллекцией одежды, но терпит полный провал. Ее считают скучной. Зато Кристиан Диор главенствует на модной арене. Для многих это было бы настоящим концом такого длинного карьерного пути, но только не для Шанель.

Шанель с самого детства привыкла стойко и мужественно переносить неудачи. Коко видоизменила свои классические наряды на более современный манер. Спустя три сезона в возрасте семидесяти лет, Шанель запускает новую коллекцию, в основе которой гениальное творение — твидовый костюм. Коко Шанель вновь на вершине моды. Коко шьет одежду для Лиз Тейлор и Одри Хепберн, сотрудничает с голливудскими студиями, продумывает наряды для кино. Успех не покидает модный дом «Шанель» до самой смерти его основательницы в 1971 году.

После смерти Коко модный дом «Шанель» переживал трудные времена. Долгое время во главе компании не было модельера, который смог бы достигнуть прежних головокружительных успехов. Возрождение модного дома началось лишь в 1983 году, когда руководство принял известный модельер Карл Лагерфельд. Но популярность бренда до сих пор держится на прочной славе Коко Шанель — женщины, совершившей революцию в мире моды и опровергнувшей те понятия красоты, которые существовали до нее.

Модель Емельянова Е. Н. и Поварницыной С. Е

Коко Шанель совершила парадокс благодаря образу своей жизни и движущей силе своего яркого таланта, потому ее биография настолько богата яркими фактами. За 87 лет жизни великая Коко дала свое имя целому стилю одежды, костюму, Дому моды и духам. Постоянная изобретательница, Шанель создала массу новинок, но прежде всего… образ женщины, который до нее никто и представить не мог.

Рассматривая представленную выше биографию с точки зрения модели становления бизнесмена Емельянова Е. Н. и Поварницыной С. Е, отметим ряд основных моментов. Во-первых, обратимся к такому понятию как «дух предпринимательства»: Коко Шанель явно обладала этим важным для предпринимателя качеством. До самой своей смерти она не отступала перед трудностями, осваивала новые направления деятельности - шляпы, одежда, духи и аксессуары. И после фиаско, которая она потерпела в возрасте семидесяти лет, всего через несколько лет она смогла занять прежнюю высоту и снова стать признанной во всем мире. Даже после ее смерти популярность бренда по-прежнему держится на ее славе, на имени женщины, которая перевернула мир моды. Если рассматривать создание самого бренда с позиции данной модели, то можно сделать предположение, что начала она свою карьеру со ступени предпринимателя. Роль «Предпринимателя», по словам авторов, необходима при начальном развитии, становлении бизнеса, когда необходимо обеспечить результат: выпуск продукции/производство услуг, поиск новых клиентов, источников финансирования, поставщиков и сотрудников. Безусловно Коко Шанель начинает свой путь с нахождения денежных средств для развития собственного бизнеса. Ее партнером становится Артур Капелл, он выделяет стартовый капитал благодаря которому появляется первый магазин. Начав свой карьерный путь с позиции предпринимателя, дальше Коко

Шанель продолжает свой путь на следующей ступени - Менеджера. После открытия своего первого магазина Шанель не останавливается на достигнутом, она открывает свои бутики в других городах, а потом и в других странах. Она также не останавливается на одном виде деятельности. Начиная с создания шляп, она переходит к пошиву одежды, а потом и к созданию собственной парфюмерии. Даже после того, как Шанель была вынуждена уехать из Франции, ее духи продолжали успешно продаваться в Париже. Для того, чтобы все это происходило Коко Шанель должна была обладать хорошими организаторскими качествами, построить свое дело таким образом, чтобы даже без ее физического присутствия во Франции бренд продолжал существовать и успешно продаваться. Коко Шанель обладала стратегическим мышлением, умела видеть и предсказывать последствия своих действий, она отлично руководила командой, привлекая к своему делу первоклассных профессионалов.

Следующая ступень карьерной лестницы - Инвестор.  «И настанет тот день, когда мои деньги станут работать, а я наконец-то смогу отдыхать». Эффективное распоряжение так называемыми «лишними деньгами» - вот основная черта данной ступени. Коко Шанель заняла данную ступень и делала это с большим успехом - благотворительные акции, разработка новых направлений для бизнеса - это далеко не все направления, куда уходили «лишние деньги».

Заняла ли Коко Шанель самую главную ступень, стала ли она Лидером в своей области? Наш ответ - безусловно! Как пишут сами авторы, «Лидер —  это жонглер на канате: ему приходится неустанно манипулировать своим бизнесом, ежесекундно рискуя при этом потерять равновесие». Каждое утро Габриэль Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру. Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.

 

Литература

  1. Конспект лекций по курсу «Лидерство и построение команды в бизнесе», автор Т. Ю. Базарова, 2014-2015 учебный год
  2. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. - Психология бизнеса, М.: АРМАДА, 1998
  3. Гидель Анри. Коко Шанель. Биографии и мемуары. Издатель: Эксмо Город печати: Москва Год печати: 2008
  4. http://ponedelnikmag.com/post/odna-istoriya-odnoy-shanel
  5. http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=2213
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%ED%E5%EB%FC,_%CA%EE%EA%EE
  7. http://inside.chanel.com/ru/paris-by-chanel
  8. http://www.chanel.com/ru_RU/
  9. http://www.vogue.ua/culture/koko-shanel-i-ee-podrugi3838.html
  10. Фильм «Коко Шанель», дата выпуска: 13 сентября 2008 год, Страны: Франция, Великобритания, Италия (http://www.kinokopilka.tv/movies/13809-koko-shanel)

Материал подготовлен Брыковой Александрой в рамках курса "Лидерство и построение команд в бизнесе"  профессора Базарова Т.Ю.

×
Зарегистрироваться
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Мероприятие
Дата
Зарегистрироваться
×
Записаться на консультацию
Введите ваше имя*
Введите ваш e-mail*
Введите ваш телефон*
Записаться
×
Заказать звонок
×
Заказать звонок
×

×